Богомыслие Креста — самое трудное из духовных упражнений

Забвение Креста

Богомыслие Креста — самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием.

Фото  pexels.com

Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста.

Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец, у наставницы сдали нервы:

— Перед кем я тут распинаюсь?

Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу, и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений.

Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещеного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают Крест на запястье, и где-то в далеких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки Креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:

— А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения, тишины и простого человеческого уважения?

И это справедливые вопросы. Или нет?

Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни. А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжелый и пугающий?

Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне все время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы.

— Что же это за ответ?

— Знамение Креста!

Крест — ответ Бога. Крест — самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия. Крест — откровение о Боге-Любви. Крест — свидетельство о смирении Бога. Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8).

Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привел к казни. Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрекся при свидетелях у Него на глазах. Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.

Тайна Креста открывается не всем, не каждому дается это напряженное созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие. Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).

Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»?

Взять Крест — пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперед, не озираясь на трупы поверженных врагов. Взять Крест — жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру. Взять Крест — облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни. Крест — это бескорыстная любовь к людям! 

Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем:

— Господи! Перед кем Ты распинался!

И все же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придется взойти на Крест. В этом трагедия нашего мира. Праведнику не миновать Креста! Добро обязательно будет распято. Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.

Архимандрит Савва Мажуко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter