Сможет ли Литва выгодно продать ЕС барьер против мигрантов?

Забор на миллиард

Озабоченность незаконной миграцией третье десятилетие терзает европейцев. И страх перед нелегалами стал инструментом воздействия на электорат и налогоплательщиков, чтобы собирать политические и экономические дивиденды. Этой темой давно манипулируют на Западе, «вкидывая» в борьбу с миграцией миллиарды долларов, но все риски для жителей «старого» ЕС уже состоялись. Даже выдержанные по характеру французские генералы открыто бросили клич – «родина в опасности». А куда же делись инвестиции на борьбу с миграцией? Результата-то нет! Это отдельная история. Но европейскую традицию подхватила Литва. Несколько сотен выходцев с Ближнего Востока так возбудили Вильнюс, что вместо того, чтобы снарядить пару-тройку чартерных боингов и отправить беженцев на родину, он замахнулся на глобальный проект: строительство стены на белорусско-литовской границе. Проект-то очень интересен с экономической точки зрения. На несколько миллиардов тянет. Даст заказы местной строительной отрасли, поможет ВВП оживить, а заодно – прекрасный повод обратиться за помощью в ЕС.

Один километр ограждения обойдется литовским налогоплательщикам (с учетом колючей проволоки, сигнализации, видеокамер и другой инфраструктуры) в 130 000 евро.
REURTERS

Пограничный забор – дорогое дельце с сомнительной эффективностью. Дональд Трамп хотел возвести барьер перед рвущимися в США мексиканцами. Эксперты очень сомневались, что такая защита будет настолько непреодолимой, что остановит мигрантов. Но поклонников у «забора» тоже было немало. Может, дело и бесполезное с точки зрения достижения поставленных целей, но очень денежное. На «стену Трампа» протяженностью в тысячу километров потратили 22 миллиарда долларов. Прекрасный инвестиционный проект, который явно приобрел популярность у местной строительной индустрии. Правда, поток незаконных мигрантов в Америку не иссяк, а только усилился. «Забор» оказался не преградой по сравнению с экономическими стимулами, которые гонят мексиканцев в США. 

Всего же в мире насчитывается около 70 искусственных пограничных барьеров. Израильтяне отгородились 700-километровой стеной от Палестины. Турция – 500-километровой от Сирии. Саудовская Аравия седьмой год «строится» на границе с Ираком. Даже Германия выстроила заграждение… от Польши. Правда, оно должно сдерживать не людей, а диких животных. Так немцы защищают своих косачей от распространения африканской свиной чумы, которой страдают польские кабаны. Объединить усилия по борьбе с эпидемией у партнеров по Евросоюзу то ли не получилось, то ли не захотели. 

Прибалты уже давно заразились манией «колючей проволоки». Латвия поставила забор длиной 93 километра на границе с Россией. По тому же пути идет Эстония. Правда, плетень какой-то слабенький и стоит всего несколько десятков миллионов долларов. Копейки по сравнению с американскими инвестициями. Правда, для чего нужны загоны прибалтийским странам на российском направлении, не совсем понятно: вроде бы через российские просторы нелегалы с Ближнего Востока на Запад не идут. По крайней мере, громких информационных сообщений по этому поводу не было. Видимо, выбрали дешевенький вариант как памятник политической непримиримости Таллинна и Риги по отношению к Москве. Увы, национализм нынче в моде во всем развитом мире. Отсюда и страсть к «приграничным памятникам», которые, наверное, должны сподвигнуть население к еще большей самоидентификации.

Беженцы из Африки и Ближнего Востока огромными колоннами прорываются на благополучный, но уже недружественный к ним Запад по южным коридорам. 
fs-smena.ru

Литва как-то была обижена в области «заборостроительства». Возводить какие-то сооружения в калининградском направлении не очень серьезно. А с «материковой» Россией границы нет. Естественно, поймав несколько нелегалов на своей границе, Вильнюс не мог пройти мимо такого шанса. Политики проявили завидную оперативность: за несколько дней практически приняли решение. Один километр ограждения обойдется литовским налогоплательщикам (с учетом колючей проволоки, сигнализации, видеокамер и другой инфраструктуры) в 130 000 евро. Литва неожиданно разбогатела? Протяженность-то границы с Беларусью – около 680 километров. Даже по предварительным расчетам (которые не полностью учитывают рост стоимости материалов) проект влетит в копеечку. Либо предсказуем второй шаг: Вильнюс попросит финансовой помощи от ЕС. Литва-то как страна с глубоко сервисной экономикой и минимальным реальным сектором здорово пострадала от ковида. А имидж последнего щита Европы перед наплывом орд мигрантов из Беларуси – тот товар, который, возможно, удастся продать еврочиновникам. Или Берлину. Впрочем, несколько сотен иракцев большой погоды в демографической структуре ЕС не сделают. Беженцы из Африки и Ближнего Востока огромными колоннами прорываются на благополучный, но уже недружественный к ним Запад по южным коридорам. Во Франции, Германии счет мигрантов уже идет на миллионы. Будут ли покупать защиту у Литвы из-за нескольких перебежавших границу арабов? Специалисты-то утверждают: задуманное литовскими политиками сооружение принципиально не решает проблемы. Хотя бы по той причине, что между двумя странами водная граница составляет более 90 километров. Поэтому Великая литовская стена будет весьма дырявой. Но высокие чины к экспертам не прислушиваются и продолжают «тянуть пустышку». Впрочем, дело это бесполезное с точки зрения реальной защиты границы, но весьма дивидендное и маржинальное по другим направлениям. Нагнетание истории с незаконными мигрантами повышает значимость Вильнюса для Европы, силовой блок тоже хочет оттяпать свою долю славы и финансирования. Даже если Европа не купит проект, то напуганный вероятным наплывом «моджахедов» литовский налогоплательщик проголосует за дополнительные инвестиции в безопасность. А в мире капитализма любые государственные расходы приводят к существенным доходам тех или иных коммерческих предприятий. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter