Наш читатель попал в сложную ситуацию с покупкой металлопрофиля — надо разобраться

Забор дороже договора

На горячий телефон «СГ» позвонил Евгений Соколовский из поселка Энергетиков Дзержинского района вот с какой проблемой. В июле мужчина решил заказать листы металлопрофиля и столбы на забор. Половина его участка ограждена давно, нужно было довести до ума вторую половину. Нашел в одной из рекламных газет объявление молодечненской фирмы «Ваш забор» (название изменено) и вызвал замерщика…

Клиент. Поторопился

— Сказали, их профиль ПСА 8 похож на тот, которым у меня ограждены пол-участка. Подсчитали метраж — 41,7 погонного метра, это 38 листов профиля. В спецификации поставили нужную высоту забора: 1,7 метра. Подсчитали и количество столбов, согласовали со мной их параметры. Устанавливать забор собирался сам, поэтому счет выставили только за товар с доставкой — 2,5 тысячи рублей, — у Евгения, когда услышал итоговую сумму, глаза округлились: дорого. Тем не менее, поразмыслив, согласился — забор делать надо, никуда не денешься. Да и уверен был, что у всех предпринимателей плюс-минус одинаковые цены.

В тот день подписал договор, внес 700 рублей предоплаты. Оставшуюся часть суммы фирма предложила прокредитовать. По телефону связалась со своим агентом в банке, и заказчик из поселка Энергетиков подписал кредитный договор, обязуясь выплачивать банку год по 156 рублей ежемесячно.

Вроде как дороги обратной нет: договор заключен, кредит в банке взят, но большой выставленный счет покоя Евгению Соколовскому не давал. Принялся обзванивать фирмы, которые занимаются таким же профилем, и сравнивать цены. Как ни крути, никто не насчитывал за его заказ 2,5 тысячи рублей — максимум 1,8 тысячи, и это с самой дорогой доставкой в 300 рублей. «Поторопился, — признался сам себе мужчина, — что поделаешь?!» Да и к тому времени сделал первый платеж по кредиту.

25 августа фирма отгрузила заказ во дворе у Соколовских. Дома была супруга, она приняла товар и поставила свою подпись в акте приемки. А вечером, вернувшись с работы, Евгений Иванович расстроился: профиль похож, да не тот. Столбы привезли нужные, как и договаривались, да только в акте приемки нестыковка: указали другие. А они дороже.

— Сразу подумал: вот откуда большая итоговая сумма выстрелила: ошиблись! Еще меня смутило — ни в одном из документов не было расписано, что и почем я купил. Что за тайна? Почему я не имею права знать, какую сумму отдал за листы профиля, какую — за столбы, какую — за саморезы? Дайте нормальную смету! Мы идем в магазин, возвращаемся с чеком: батон стоил рубль, молоко — два. Стал звонить по указанному в договоре телефону, чтобы разобраться с ценами и неверными в акте приемки столбами, а меня за дурака держат. Говорят: «Все вопросы к директору». Утром он занят, вечером занят, не достучаться, а сейчас и вовсе трубку на фирме не берут, — разводит руками житель поселка Энергетиков. 

Предприниматель. Отгородился

Из любопытства разослала спецификацию Евгения Соколовского (где расписано, сколько и чего требуется на его забор) в две фирмы. Обе занимаются профилем, который привезли во двор Соколовским. Одна столичная, вторая в Смолевичах. Спустя день на моих руках были две сметы. За доставку в поселок Энергетиков предприниматели просили порядка 200 рублей. И там, и там заказ с доставкой обошелся бы нашему читателю не более 1800 рублей. Но какие могут быть претензии к предпринимателю из молодечненской фирмы? У нас в стране свободное ценообразование, свой прайс бизнесмен формирует сам. У кого-то товар дороже, у кого-то дешевле. Поэтому совет всем: имеет смысл мониторить рынок. Тем более что вызов замерщика в «Вашем заборе» был бесплатный. Вне зависимости от того, будет клиент делать заказ или нет.

— Не понимаю претензии насчет цены. У клиента есть договор с его подписью, что он обязуется за товар выплатить 2,5 тысячи рублей. Никто не заставлял его (Евгения Соколовского. — Прим. авт.) подписывать документ и соглашаться на такую цену, — не с первого раза, но все-таки удалось дозвониться Алексею Таратуте, директору молодечненской фирмы, с которой имел дело читатель.

— А вы лично разговаривали с Евгением? Он пытался много раз связаться с вами, но безуспешно…

— А что мне с ним разговаривать? — недоумевает бизнесмен.

— Он хотел бы получить смету, где расписано по позициям: сколько заплатил за листы металлопрофиля, сколько за столбы…

— Мы сбросили вам прайс-лист на момент заказа. Несложно подсчитать, какие суммы за что уплачены, — ответил бизнесмен.

Насчет ошибки в акте приемки, которая смутила Евгения Соколовского, мне пояснили: это типовой акт приемки, мол, индивидуально для каждого клиента не формируют, и там указали столбы 60х60 миллиметров вместо положенных столбов 60х40. Но имели в виду правильные и цену изначально считали правильно, никаких корректировок не будет.

Какие выводы из этой истории? Во-первых, перед тем как махнуть подпись на договоре, каждый клиент имеет право, и не стоит этого стесняться, сказать замерщику: «Спасибо, что приехали. Я сравню цены и наберу, если ваше предложение будет самым выгодным для меня». Во-вторых, не все предприниматели умеют нормально работать с людьми. Возьмем хотя бы ту же смету. Ее Евгению Соколовскому так и не предоставили. Чтобы информацию сбросили обиженному клиенту, который обратился в газету, мне пришлось пару дней трезвонить оператору кол-центра, потом бухгалтеру, затем директору фирмы. В итоге выслали прайс-лист, и на этом спасибо. Пришлось самостоятельно подбивать цены. А вот две другие фирмы, куда я обращалась, смету сформировали и сбросили в Viber без проб­лем. О чем это говорит? О прозрачности цен и внимательном подходе к клиентам. В-третьих, возникла конфликтная ситуация, и предприниматель не стал в нее вникать, отгородился от недовольного клиента. Проще трубку не брать, правда? Мне кажется, в этой ситуации можно было решить вопрос без вмешательства газеты, если бы предприниматель пошел на контакт с клиентом. 

Юрист. Определился

Пока суть да дело, Евгений Соколовский установил забор. Хотя, по словам юриста Минского общества потребителей Елены Кучинской, мог вернуть качественный товар продавцу в течение 14 дней с момента доставки. Возврату не подлежат такие строительные материалы надлежащего качества, как паркет, ламинат, пробковый пол, настенная пробка, плитка керамическая и керамогранитная, обои. Как видим, металлопрофиля среди них нет. Вернуть можно, но с оговоркой: расходы на доставку и возврат товара берет на себя покупатель. 

— Если это договор купли-продажи, где прописано, что продавец обязуется поставить, продать, а покупатель — принять и оплатить, то договор можно расторгнуть. К примеру, в силу того, что характеристики товара не оправдали ожидания покупателя, — комментирует юрист. — А если это договор подряда, когда по индивидуальному заказу что-либо изготовлялось, скажем, диван или платье, тогда вернуть качественную вещь нельзя. 

Как это работает на практике? Позвонила в инфоцентр крупного строительного магазина в Минске. Легенда такая: якобы купила листы металлопрофиля и столбы, но нашла товар дешевле. Можно ли вернуть? Без проб­лем, ответил специалист, главное, чтобы прошло не более 14 дней с момента покупки.

ostapchuk@sb.by

Рисунок Олега ПОПОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter