Приложение FaceApp - опасный электронный шпион или безобидная забава?

Забавно протекает сеть

В сети набирает популярность новая забава. Приложение для смартфона довольно качественно может состарить или омолодить пользователя. Достаточно загрузить свой портретный снимок, и через считаные мгновения вы получаете желаемый результат. Платный контент расширяет функционал: можно поэкспериментировать с прической, цветом волос, примерить бороду или усы. Игрушка пошла в народ, который щедро делится результатами в социальных сетях. Но следом стали распространяться настороженные предположения о том, что программа под шумок подворовывает персональные данные пользователей. Один из участников нашего спор-клуба тут же забил в набат: человечество в опасности! Другой лишь флегматично пожал плечами: одним электронным шпионом больше, одним меньше. В нынешних информационно-коммуникационных реалиях это ситуацию в корне не меняет. Чья позиция окажется ближе читателю?

   
Звезды тоже присоединились к новому флешмобу с состаренными лицами. На фото Брэд Питт и Неймар.

Снявши голову, по волосам не плачут

Я удивляюсь, Роман, твоему бережному отношению к каким-то непонятным персональным данным. Что ты считаешь этими самыми данными? Информацию о твоих поисковых запросах? О местоположении? О круге общения? О литературных и кинематографических предпочтениях? О гастрономических вкусах? О зарубежных поездках? Брось. Все это давно перестало быть тайной, ровно в тот момент, когда ты впервые взял в руки смартфон. Хотя нет… Даже раньше. Когда ты завел первый аккаунт в какой-либо из социальных сетей. А я точно знаю, что ты был в числе первопроходцев в ведении персонального электронного дневника. И по собственной воле легко выбалтывал если не все, то очень многие личные тайны.

«Страх кончается там, где начинается неизбежное» (Пауло Коэльо).

Да, есть информация, которую желательно держать при себе. Например, реквизиты банковской карты. Но мы давно уже освоили электронные торговые площадки и, недолго раздумывая, лихо вбиваем в платежные формы соответствующие буквы и цифры. У того же Гугла покупаем различные приложения — от развлекательных до полезных, и я совсем не исключаю, что тамошние роботы не только анализируют наши предпочтения в ПО, но и с легкостью оценят состояние счета.

А сколько развелось всевозможных псевдотестов, которые, получая доступ к данным твоего профиля в соцсети, рассказывают, кем ты был в прошлой жизни или кем станешь в будущей. И к данным этот доступ мы открываем сами одним лишь кликом мышки или тапом по экрану планшета.

Мир давно уже не тот, что был всего четверть века назад. И снявши голову, Роман, бессмысленно плакать по волосам. Если ты говоришь о вредоносности вирусных приложений, то предлагай рецепты борьбы с ними. Из действительно эффективных я тут вижу исключительно радикальные меры. Надо вообще отказаться от использования сотовых телефонов. Даже старых, кнопочных. Ибо и без интернета кому надо с легкостью тебя отследят по базовым станциям, на которые сориентирован аппарат. Выбрось, Роман, компьютер и купи на блошином рынке печатную машинку. Может, еще удастся сыскать. А то и вовсе вернись к рукописям. Однако в данном случае ты рискуешь оказаться на обочине не только социума, но и профессиональной деятельности. Рукописи уже не интегрированы в современные издательские технологии. И уж тем более их не выставишь на интернет-портале. Хотим мы того или нет, сами загнали себя в ситуацию, когда все про всех всё знают. Ну, если не всё, то очень и очень многое.

В этом контексте меня, например, совсем не раздражает контекстная реклама. Более того, считаю ее удобной. И если я в поисковике ищу, например, предложения о продаже напольного плинтуса, то буду только рад, если какая-то умная система сама подкинет мне несколько различных вариантов. Это гораздо удобней и безобидней, чем почтовый ящик, постоянно под завязку забитый макулатурой, навязывающей совершенно ненужные мне товары и услуги.

Предположу, Роман, что любое платное или бесплатное приложение на смартфоне в какой-то степени за нами шпионит. Ведь не зря при установке они требуют доступ к хранилищу данных, к камере, к фотоальбому. И это данность, с которой уже бесполезно бороться. А что касается формы, то здесь мода приходит и уходит, одно развлечение сменяет другое. Вспомни, как совсем недавно все вокруг сходили с ума, охотясь на покемонов. Забава увлекла и старых, и малых. Побаловались и забыли. Теперь вот новая игрушка: посмотри на себя в старости. Кому-то любопытно, кого-то пугает. Уверен, что девушки особенно неоднозначно относятся к своему виртуальному старению. Но это всего лишь игра, которая ничего общего не имеет с реальностью. Кроме интереса к твоей персональной информации, разумеется. Если не этот, то любой новый вирусный тренд ее умыкнет. И с этим просто надо смириться и научиться жить, а не стараться бороться с ветряными мельницами.

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by

Спальня на замке

Меня тревожит твое легкомыслие, Дмитрий. Если я верно понял, ты призываешь согласиться с излишней открытостью нашей жизни, раз прогресс требует за себя такую плату. Коль так, давай мириться и с прочим негативом. Не закрывай двери своей квартиры — воры все равно подберут отмычку или воспользуются автогеном. Перестань ставить автомобиль на охраняемую парковку — для угонщиков это не преграда. Хватит, наконец, защищать свои авторские права на тексты — пираты от журналистики, если захотят, легко ими воспользуются. Заяви, наконец, что посягательства на твою собственность — это данность современной жизни. Мол, мы сами, своими руками провоцируем преступников на злодеяния, и от этого никуда не деться. Следуя этой извращенной логике, законы вообще следует отменить.

«Людям, которые полностью доверяются другим, всегда приходится раскаиваться в этом» (Мари Мадлен де Лафайет, французская писательница).

Впрочем, я убежден, что ты ничего такого не скажешь, а будешь биться, аки лев, за свое имущество. Почему же тебе кажется странным сходное поведение людей, озабоченных охраной личной информации? Может, ты сам из роботов, раз так печешься о доступе машин к человеческим тайнам?

Действительно, я еще в далеком 2001 году начал вести весьма откровенный электронный дневник. Но ты упускаешь ряд важных деталей. Во-первых, я искусственно ограничил доступ к нему определенным числом зарегистрированных на том малоизвестном ресурсе пользователей. Во-вторых, запретил индексацию этого журнала поисковыми машинами. В-третьих, нигде, кроме головы, не хранил пароли доступа. А также удалил возможность автоматического входа, чтобы никто не вошел туда с моего компьютера даже случайно. В итоге за 18 лет ни одна подробность, ни одна фраза, ни одна фотография оттуда не стали публичными. Хочу сказать, что все-таки есть методы, позволяющие скрывать персональные данные, но пока не все люди спешат ими воспользоваться.

Знаешь, что меня более всего раздражает в приложении, о котором мы говорим? Да и в массе других, ему подобных. Необыкновенная нахрапистость, которой на заре 2000-х у компьютерных программ не наблюдалось. Вот для чего этой невинной «игрушке», как ты говоришь, доступ к целому пласту данных, которые не имеют отношения к сути забавы? FaceApp всего лишь изменяет одну картинку, загруженную на сервер пользователем, но почему-то требует допуска ко всем фотографиям, находящимся на смартфоне, включая и те, которые никогда не выкладывались в интернете. Если ты заходишь в приложение через свой профиль на Фейсбуке, оно зачем-то требует допустить его к твоему почтовому адресу и всем записям, в том числе опубликованным только для узкого круга друзей. Твоя личность оказывается под чужим пристальным вниманием, и я не скажу, что под этим микроскопом человек ощущает себя комфортно.

Наша общая беда в том, что никто особо не читает пользовательские соглашения, устанавливая какие-либо программы. Клацнул мышкой — и дальше, к вожделенному функционалу. А если бы вчитались, то узнали бы, что в политике приватности FaceApp прямо говорится: мы можем собирать информацию о том, какими еще сервисами вы пользуетесь, с какого именно устройства заходите, какие сайты посещаете. Более того, далее честно сказано — наша компания не гарантирует безопасность ваших конфиденциальных данных. И большинство, не читая, с этим соглашается. Хотя это звучит примерно так: «Мы тут посидим немного в вашей спальне, а потом расскажем всему миру о ваших интимных предпочтениях. Подпишите вот здесь, пожалуйста».

Тотальная компьютеризация вызвала волну столь же тотальной человеческой глупости. К счастью, эти времена, когда мы были очарованы цифровыми технологиями, уже проходят. Мои знакомые массово покидают социальные сети. Я сам перестал обновлять свои аккаунты, удалив из них семейную, рабочую и прочую личную информацию. Думаю, эта тенденция будет нарастать. И мир, поверь мне, не рухнет. Просто начнет больше ценить приватность, которой почти лишили нас гаджеты.

Роман РУДЬ.

rud@sb.by

Брейк!

В подобных спорах всегда вспоминаю злобный рык Глеба Жеглова: «Ты хоть один документ на моем столе прочитал?» Прости, Дима, но рабочий стол, хоть реальный, хоть виртуальный, надо, конечно же, защищать, принимать технические и организационные меры. Другое дело, что природу твоих упаднических настроений я способна понять. Роман полагает, что за 18 лет ни одна его фотография не попала в третьи руки. Это наивно. Мы никогда не можем быть уверены в намерениях наших друзей, друзей друзей и так далее. Признаюсь, время от времени от беспечных знакомых в мессенджер мне прилетают зачем-то сканы с чужих страниц — картинки, посты, личная переписка — куча информации, которую в наше время только святые люди могут считать конфиденциальной. Все остальные наверняка понимают и отдают себе отчет: наши действия в соцсетях отслеживают не только добрые родственники и преданные френды. Порой мы даже представить себе не можем, какая картинка из фотоальбома станет роковой и доставит нам немало хлопот в будущем. 

Мне понравилась мысль Романа о том, что люди потихоньку приходят в себя и сегодня отказываются от публичности. Еще две-три таких кибертравли, какую устроили на этой неделе Леди Гаге ее инстаграм-хейтеры, и можно будет утверждать, что проект под названием «социальные сети» провалился. Вместе с ним к черту идут различные приложения, в которых люди участвуют массово, всем скопом, отключая чувство собственной безопасности, логику и здравый смысл, как это часто бывает в толпе.

Виктория ПОПОВА. 

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter