“За всю любовь расплатимся любовью...”

Судьба автора семи вокальных циклов на стихи Николая Рубцова, а также популярных песен “Малиновый звон”, “А по камушкам”, “Зорька алая”, “Ах, мама-маменька”, лауреата премии имени Николая Рубцова “Звезда полей”, народного артиста России, Украины и Молдовы композитора Александра Морозова характерна для времени, когда все мы жили в единой стране. Он родился в молдавском селе на берегу Днестра, вырос в украинском селе на другом берегу, служил и учился в России. Здесь же складывалась его музыкальная карьера, увенчанная открытием “Золотой звезды” возле концертного зала “Россия”.

— Александр Сергеевич, как вы относитесь к объединению России и Беларуси в единое государство?
— Конечно, положительно! Ведь нас искусственно разделили. Это сделали недальновидные политики, нарушив прямую волю народов, голосовавших на референдуме за сохранение Союза. А народ как был вместе, так и остается в своем сознании. У нас единая судьба, единая богатейшая культура, общие чувства и ценности. Поэтому мы были и будем вместе, как бы ни хотел кто-то оторвать нас друг от друга. По-прежнему на общие концерты приезжают исполнители из разных республик, и у всех впечатление, что собрались свои, а не приехавшие из-за границы. Наши народы очень высоко ставят справедливость, потому и стоят за объединение.
— У вас сохранились какие-то связи с Беларусью?
— Вот уже несколько лет меня как члена жюри приглашают на песенный конкурс “Славянский базар”. Поездки в Витебск стали для меня настоящим праздником: попадаешь в родную мелодическую стихию, где русские, украинские, белорусские песни, каждая со своим неповторимым оттенком, сплетаются в один многоцветный букет. Там изумительная атмосфера любви, согласия, единения. Я просто счастлив, когда выхожу на сцену в заключительных гала-концертах и пою свои песни.
— С кем из белорусов вы дружили и дружите?
— Самым близким моим другом остается композитор Игорь Лученок, с которым мы познакомились в 1972 году на программе “Песня-72”. С тех пор на долгие годы нас связало одинаковое отношение к тому, что оба считали главным в жизни и искусстве. Настоящим другом и единомышленником был для меня и Владимир Мулявин, показавший огромной стране красоту белорусских народных песен. Мы с Игорем и Володей исповедовали одни ценности в творчестве: нельзя отрываться от родной земли, ее токов, надо идти собственным путем, но в русле народной культуры. Добрые отношения сложились у меня с ансамблем “Сябры”, с Тихановичем и Поплавской. Мечтаю дать большой сольный концерт в Минске. Горжусь, что одной из любимых песен президент Беларуси Александр Лукашенко назвал мой “Малиновый звон”.
— Между прочим, эту песню, как и некоторые другие ваши песни, многие считают народными. Скажите, что привело вас к поэзии Николая Рубцова?
— То, что Рубцов “мой” поэт, я понял, прочитав его первый сборник “Зеленые цветы”. Возникло чувство, что он выражает мои переживания, мои мысли. Возможно, сыграло свою роль совпадение биографических моментов: как и Рубцов, я воспитывался в интернате, служил во флоте, на крейсере “Киров” в Кронштадте. Детство мое прошло в сельской местности, и мне дороги все те простые вещи, которые так любил поэт: спокойное течение реки, цветущий луг, поросшая подорожником тропинка... Потом судьба также привела меня в Ленинград, только Рубцов работал на Кировском заводе, а я учился в физкультурном техникуме. Получилось, будто десять лет спустя я ходил по его следам.
В стихах Рубцова меня потрясает пронзительное чувство печали и любви к своему, пусть не броскому и не яркому, но родному миру, ощущение причастности ко всему сущему на земле. И удивительная простота — ни единого неискреннего слова. Поэзию Рубцова невозможно объяснить и, как есенинскую, невозможно перевести на другой язык. То, что не поддается переводу, и есть тайна, суть творчества. Приоткрывается она не логикой, а чувством. У Рубцова в стихах нередко выражается высокое состояние духа, “восторг души”. Что греха таить, в эстрадном мире много соблазнов легкого успеха, но именно поэзия Николая Рубцова, Глеба Горбовского, Николая Тряпкина, Юрия Паркаева, Анатолия Поперечного дала ту основу, которая служит для меня ориентиром долгие годы.
— В дневниках Георгия Свиридова сказано, что музыка несет на своих волнах Слово и раскрывает сокровенный тайный смысл его...
— Это правда. Чтобы сочинять глубокие, красивые мелодии на стихи, профессионализма мало, требуется наитие, зрелость души. Как только начинает человек постигать мир, так и начинается в его душе борьба: что победит — светлое или темное?
— А для вас что первично: слово или мелодия?
— Первый эмоциональный толчок у меня всегда связан со словом. Если стихи захватывают душу, то начинается, порой подспудно, работа. Образ “сидит” во мне, и организм, как локатор, ловит те движения души, которые будут созвучны стихам.
— Ваши авторские вечера в Кремле и в концертном зале “Россия” показали первый и второй каналы, ТВЦ. Сегодня это такая редкость — концерты, даже в дни крупных дат, всегда начинаются и заканчиваются “попсой”. Хуже того: чувствуя тягу народа к родной песне, ему подсовывают образцы псевдонародности. Нормально ли это?
— Думаю, это временное явление. Культура отражает состояние общества. Последние 15 лет люди были брошены на “выживание”. Криминальные нравы повлияли на моральное состояние общества. Возле больших денег оказались люди с невысокими культурными потребностями. В ресторанах и ночных клубах они стали заказывать свою “музыку”. Поэтому и шансон сейчас такой — блатной, тюремный. Но перемены уже есть. В бизнес стало приходить все больше образованных людей. Началось возрождение промышленности, развитие банковских структур, высоких технологий. Появляются примеры поддержки истинного искусства крупными компаниями, с помощью предпринимателей восстанавливаются храмы, часовни. Чем больше будет таких людей, тем скорее пробудится и национальное сознание. Само время задавит все наносное, пошлое. Мне кажется, русский человек не может долго пребывать в состоянии дискомфорта, задавленности.
Помните время, когда жаловались на нехватку бумаги, писателям трудно было издавать свои книги? И вот на рынок хлынул огромный поток литературы. Да, мы прошли через “мусор”, но сейчас появляется множество великолепных изданий классики, художественных альбомов, зайди в любой книжный магазин — глаза разбегаются. Уже теперь на концерты Дмитрия Хворостовского не попасть, его альбом “Военные песни” расходится огромными тиражами среди самого широкого круга слушателей.
— Согласны ли вы, что народная песня невостребована?
— Думаю, переболеем и этим. Посмотрите, джаз занял свое место, классическая музыка и авторская песня — свое. Шансон выделился в отдельную нишу, вещают радио “Культура”, “Классика”. Каждый человек может найти то, что ему ближе.
— Но в глубинке одно окно в мир — телевидение, а оно-то как раз забито агрессивной, примитивной эстрадой, пошлым юмором. Что делать с этим?
— Думаю, и телевидение будет терять свою монополию. Современная молодежь имеет компьютеры, возможность найти в Интернете все, что душе угодно. Многие именно так и поступают. Да и на том же телевидении есть разные передачи.
— Имела ли продолжение ваша акция “Живой звук. Самородки России”, где вы собрали прекрасных молодых исполнителей, поющих вживую, — Пелагею, Татьяну Острягину, молодого баса Романа Демидова, одаренных выпускников консерваторий Андрея Валентия и Андрея Савельева?
— Мы хотели вытеснить с эстрады фонограмму. Безобразие, когда артист поет под фонограмму, а зрители платят ему деньги — это нечестно! Он должен получить не деньги, а их шелест, то есть такую же “фонограмму”. Нас поддержал директор концертного зала “Россия” Петр Шаболтай. Молодежь пела с симфоническим оркестром под управлением Александра Петухова. Был большой успех. Потом Шаболтая перевели в Кремлевский дворец, а мы создали театр песни “Самородок”, дав возможность выступать на наших концертах молодым, подающим надежды исполнителям. За эти годы Андрей Валентий стал солистом Большого театра, Роман Демидов — “Новой оперы”, Андрей Савельев — ансамбля им.Александрова. И сегодня мы прослушиваем начинающих певцов. Сейчас к нам приехала молодая певица Ольга Данилова из города Бор Нижегородской области, она поет народные песни. Даша Май делает ретро-блок “Травы пахнут мятою”, куда вошли мои старые, но до сих пор популярные песни.
— Придут ли песни Николая Рубцова к слушателям из провинции?
— В последние годы мы много ездили по городам России и Украины, в 2005 году дали около 50 концертов. Особенно тепло принимали песни и романсы на стихи Рубцова. Очень радостно, что стали издавать его сборники, которые быстро расходятся. Буквально на наших глазах произошло чудо: Рубцова не пропагандировали ни телевидение, ни печать, но круг его читателей все расширяется. Жизнь все поставила на свои места. Это тот уникальный случай, когда люди сами выбрали любимого поэта:

За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter