Источник: Знамя юности
Знамя юности

Чем страшны театральные критики и кто виноват, если у спектакля плохие отзывы? Режиссер Купаловского театра Зинаида Веденина отвечает на вопросы о своей работе

За всё ответит

Чем страшны театральные критики и кто виноват, если у спектакля плохие отзывы? Режиссер Купаловского театра Зинаида Веденина отвечает на вопросы о своей работе.



1. Итак, мечтаю стать режиссером. С чего начать?

– Хотела бы дать пошаговую инструкцию, с чего начинать и в каком направлении двигаться, но не все так просто. Эта профессия сама тебя выбирает. Можно бе­зумно хотеть стать режиссером, пройти долгий путь (от учебы в профильном вузе до реализации собственных идей на сцене), поработать с огромным коллективом… и неожиданно для себя понять, что это вообще не твое. Поэтому профессия режиссера – всегда игра: либо ты победил, либо тебя.

2. Кто главнее в спектакле: режиссер, драматург или актер?

– Сейчас главенствующие позиции занял зритель. Именно он диктует театру условия, при которых придет на спектакль. А наша задача – придумать что-нибудь новое или обратиться к давно забытому старому, дабы угодить публике. Проще говоря, мы настраиваемся на тот диалог, когда нас не только услышат, но еще и похвалят. Зачастую всю ответственность за спектакль берет на себя режиссер. Он отвечает за действия актеров на сцене, ин­терпретацию драматургического произведения, успех спектакля и вообще за все, что связано с постановкой. Именно поэтому, беря на себя такую ответственность, режис­сер автоматически становится главным в этой системе управления.

3. Режиссер в театре – это больше про творчество или управление?

– Смотря какой режиссер, где и в каких обстоятельствах он находится. Мне кажется, все зависит от человека, какой метод работы ему ближе.

4. Если у спектакля плохие отзывы, кто виноват?

– Всегда виноват режиссер – такая у него работа. Спектакль плохой – виноват ты, потому что плохо поставил. Актер плохо сыграл – опять виноват ты, потому что неправильно объяснил задачу. Зритель не понял – снова виноват ты, потому что плохо раскрыл идею. Продолжать эту цепочку можно бесконечно.

5. Как сделать хороший спектакль, если бюджет ограничен?

– Быть очень талантливым.

6. Театральный режиссер может стать режиссером кино и на­оборот?

– Нет совершенно никаких ограничений и рамок. В этом и заключается прелесть профессии: ты можешь пробовать абсолютно все. Если получится хорошо, тебя уже никто не остановит. Ну а если плохо, то наверняка тоже. 

7. Если актер плохо играет, режиссер на него кричит?

– Думаю, многие режиссеры имеют за собой такой грех. Люди, которые занимаются творчеством, часто эмоционально нестабильны. Главное, во всем знать меру и пытаться превратить свои слабости в силу.

8. Что делать, если главный герой забо­лел в день премьеры?

– В этом вопросе я категорична: актерам болеть нельзя. Приходя в эту профессию, они должны смириться с тем, что у них отберут право на личную жизнь. Актеры зависят от репетиционного времени, спектаклей и гастролей. Зависят от ролей, на которые их назначают, и от режиссеров, которые их выбирают. Актеры (и режиссеры, кстати, тоже) обязаны служить своей профессии, забывая о личных интересах. Ну а если вдруг случаются обстоя­тельства, не зависящие от человека, тогда в экстренном порядке (иногда заранее, иногда в день спектакля) вводят другого актера. Бывает, это происходит за считаные часы до начала спектакля. Поэтому все должны быть как универсальные солдаты: всегда, везде и на все быть готовыми.

9. Хороший режиссер – строгий режис­сер?

– В любом театре есть нормы этического, нравственного и культурного поведения. Если посмотреть на представителей старшего поколения, то они всегда уважительно и корректно относятся к юным, порой чересчур горячим молодым ре­жиссерам. Своим примером напо­минают о необходимости быть собранным и строгим. Строгим к самому себе и своей профессии. 

10. Все самые интересные пьесы уже поставлены?

– Не могу ответить однозначно. Нам не хватит жизни, чтобы прочесть, а уж тем более поставить хотя бы треть всех самых интересных пьес. Думаю, многие из них еще даже не написаны.

11. Если спектакль получил премию на фестивале – это хороший спектакль?

– Все относительно. На мой взгляд, конкурсы и фестивали – самая несправедливая вещь в мире. Выдвинули, допустим, спектакль А на премию. Он хороший? Получается, что да. Но спектакль В, значит, плохой? И что делать, если два потенциально хороших спектакля идут в одной номинации? Как принять верное решение, если его в принципе нет?

12. Режиссер-постановщик, режис­сер по вводам, второй режиссер: зачем в одном театре так много режиссеров?

– Как таковой должности «режиссер по вводам» или «второй режиссер» в театре нет. Обычно вводами занимается режиссер- постановщик спектакля или актер, на чью роль вводится другой актер. Второй режиссер – это, как правило, помощник, который ассистирует на репетициях и сидит у пульта. Можно сказать, что один режиссер может быть и постановщиком, и режиссером по вводам, и вторым. А иногда, когда в штате достаточное количество единиц режиссеров, эти обязанности распределяются равномерно между всеми.

13. Больше всего режиссер боится театральных критиков?

– Критики порой так несправедливы, предвзяты и строги, что рецензия на спектакль может погубить всю постановку. Вместе с тем есть зритель, который благодарен артистам и терпим к режиссерской интерпретации. Поэтому режиссер хоть и относится нервно к театральным критикам, но не боится их.

14. На премьерах всегда сидите в первом ряду?

– Нет, я больше люблю на последних. Оттуда можно наблюдать за реакцией публики, видеть и чувствовать актеров и их игру. Все это в комплексе позволяет понять, удался сегодняшний спектакль или нет.

15. Какой карьерный рост у режиссера?

– Интересный вопрос. Тут, наверное, речь скорее идет о популярности. Если постановки конкретного режиссера имеют успех, то его приглашают в другие театры. При очень большой популярности могут пригласить занять место штатного либо главного режиссера в каком-либо театре. При еще большем успехе открываются возможности создать театр имени себя люби­мого. Но вообще главный карьерный рост режиссера – это рост над самим собой. Работая над тем или иным материалом, ты каждый раз поднимаешь планку. Одна из моих педагогов часто повторяла, что совершенству нет предела. Мне кажется, именно эта фраза подходит для описания нашей профессии и творческого пути в целом.

СПРАВКА «ЗН» 

Зинаида Веденина – режиссер Купаловского театра. Родилась в Петрикове Гомельской области. В этом году окончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности «режиссер театра (музыкального театра)». В театре имени Янки Купалы занималась восстановлением спектаклей «Паў­лінка» режиссера Льва Литвинова, «Вечар» и «Чорная панна Нясвіжа» Валерия Раевского. Сейчас готовится к постановке новой сказки.

leonovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter