Фирменная торговля испытывает трудности

За витриной фирменной торговли

Что такое фирменный магазин? Статус, стиль, точный мониторинг спроса. И к тому же идеальный канал сбыта продукции — им можно гибко управлять. Рентабельность продаж грамотно налаженной маркетинговой сети максимальна. Далеко не случайно указ Президента о развитии фирменной торговли был подписан более 20 лет назад, можно сказать, на заре развития суверенного государства. «В целях насыщения рынка товарами народного потребления, улучшения торгового обслуживания и расширения сбыта продукции отечественного производства». Предписывалось к середине 1999 года организовать в областных центрах по одному крупному фирменному торговому предприятию, а в Минске — не менее 5 фирменных домов торговли, учредителями которых выступали бы министерства, объединения и субъекты хозяйствования. 

С высоким уровнем обслуживания, изучением спроса и режимом наибольшего благоприятствования. А сегодня какое место занимает фирменная торговля и кто в сфере продаж правит бал?

Охота к перемене мест


В центре Минска известные заграничные бренды поэтапно столбят себе популярные места. Напротив центрального книжного появился дорогой бутик «Звезда». Вместо магазина «Подарки» неподалеку от пересечения улиц Якуба Коласа и Сурганова — очередная торговая площадка Adidas и Puma. Правда, наплыва посетителей ни там, ни там не наблюдается... Как и в перелицованной «Лакомке» — «магазине детской мечты», как называли его минчане, которых за руку туда водили еще их бабушки. А ведь и его могла постигнуть судьба похуже: прежний владелец вынашивал планы «реконструкции торговых помещений» под точку фастфуда — переговоры велись одновременно с тремя компаниями. Общественное мнение всколыхнулось — кондитерский профиль магазина удалось отстоять. В итоге помещение отдали «Коммунарке»... Что любопытно, «инвесторы» так же намеревались поступить и с «Кристаллом» — магазином столовой посуды, изделий из фарфора, хрусталя и стекла преимущественно отечественного производства. Еще два года назад там хотели открыть либо пиццерию, либо ресторан быстрого питания.

Фото  Артура  ПРУПАСА

Горисполком, говорят, сразу навстречу не пошел. Владелец продал свои акции другим компаниям. И вот они добились–таки разрешения перепрофилировать магазин под маркой «возрождения белорусской кухни с использованием современных технологий». Есть даже планы сделать новую точку быстрого питания своего рода флагманской — открыть нечто подобное на знаковом месте в каждом из девяти районов столицы. В общем, с 1 по 15 мая «Кристалл» устроил тотальную распродажу продукции по сходной цене, с 25–процентной скидкой. И исчез с торговой карты Минска. Сегодня его двери наглухо закрыты, телефоны молчат. Помещение будут реконструировать: оно нуждается в серьезном ремонте, коммуникации внутри здания оставляют желать лучшего, есть даже претензии у МЧС. Подготовка проектно–сметной документации началась еще несколько месяцев назад. И, возможно, уже осенью минчане смогут оценить «эффект перепрофилизации»... Кто выиграет? Жильцы, частный бизнес, бюджет? Сказать трудно...

На этом можно было поставить точку. Дескать, право собственника, решение местной власти. Все замечательно, если бы не коллективное письмо в «СБ» десятков жителей, которые задаются вполне резонными вопросами. И правда, почему брендовые магазины, известные еще с советских времен, потихоньку стираются с центральных улиц, лишая их шарма и особого стиля? Позиция владельцев недвижимости понятна: эти торговые точки объективно стали в тягость, продажи шли ни шатко ни валко. Вот и новые собственники помещений «Кристалла», озвучивая свои планы, ссылались на то, что не было года, когда бы он не приносил сплошные убытки. Да, за нашими торговыми марками нет таких мощных капиталов, как за мировыми брендами, и в смысле скорой выгоды многие из них не так перспективны, как фастфудовские сети. Но «Кристалл» же был действительно уникален. Самый представительный магазин посуды в городе на 500 квадратных метров. Широчайший ассортимент именно белорусских товаров для кухни и столовой, который давал фору и ЦУМу, и ГУМу. Ближайший фирменный магазин, где иностранец, воспользовавшийся безвизовым режимом, может купить набор стеклянных бокалов или хрусталь — на пересечении улиц Веры Хоружей и Максима Богдановича. Его площадь меньше, чем кухня в хрущевке. Ознакомиться с полным ассортиментом предлагают... по каталогу. Это нормально? А где туристу приобрести белорусский фарфор?

Фото  Артура  ПРУПАСА

Если как торговый объект «Кристалл» потерян, то почему бы не сконцентрировать такую продукцию на другой площадке? Но где гарантия, что там продажи пойдут активнее, напрашивается ответ. Наши производители посуды, хоть и сожалеют о закрытии магазина, называя его «лучшим партнером», нести всю полноту ответственности не готовы. Скажем, Марина Зайцева, специалист по маркетингу Добрушского фарфорового завода, приводит такую статистику:

— Около 80% продукции наше предприятие продает в Россию, Казахстан, Азербайджан, Румынию. За прошлый год «Кристалл» реализовал добрушского фарфора на 62 с лишним тысячи рублей. Это очень незначительные объемы...

У стеклозавода «Неман» в «Кристалле» даже не было специализированной секции. Хотя сама фирменная торговля у предприятия налажена: по стране работают 27 магазинов, принося до 600 тысяч рублей выручки в месяц, по словам Зои Новицкой, начальника отдела продаж. Много лет «Неман» поставлял в «Кристалл» свою продукцию на 10 — 20 тысяч рублей ежемесячно. И теоретически заинтересован, чтобы подобный магазин был. Только содержать в одиночку не может, как, кстати, и Добрушский завод. Коллизия еще и в том, что «Неман» курирует Минстройархитектуры, а фарфоровый завод — концерн «Беллегпром». Почему бы тогда не содержать магазин на паях, сообща, как и рекомендовал в свое время указ Президента? И не договориться на уровне двух ведомств, у которых наверняка найдутся предприятия, которые примкнули бы к такому проекту?

В общем, не все измеряется деньгами. Есть традиции, интересы производителей, пожелания покупателей, в конце концов. Это тоже надо учитывать, закрывая уникальную торговую точку и ничего не предлагая взамен.

Кстати


Из Программы социально–экономического развития Беларуси на 2016 — 2020 годы: «Развитие потребительского рынка в предстоящем пятилетии направлено на максимально полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах преимущественно отечественных производителей... Количество магазинов фирменной торговли достигнет к 2020 году около 1,5 тысячи и увеличится на 350 — 400 единиц. Рост числа магазинов фирменной торговли, включая расширение фирменных отделов, позволит обеспечить более широкий выбор отечественных товаров для потребителей».

Аэлита СЮЛЬЖИНА.

aelita@sb.by

Информация к размышлению


По последним данным, в стране насчитывалось 1.124 фирменных магазина. Это 0,2% и 0,3% соответственно от общего числа магазинов и торговых «квадратов». Очевидно: с развитием фирменных сетей при участии министерств, объединений и субъектов дело не заладилось. А может, и не надо? Впору согласиться, если бы не другие цифры. В розничную торговлю страны активно пошел зарубежный капитал. И по итогам прошлого года иностранные компании имеют 19,6% товарооборота. Два магазина из трех — сетевые ретейлы, которые занимают более 80% торговых площадей. А у нас их уже около 600 квадратных метров на тысячу населения. Скептики ухмыльнутся: вот и славно, конкуренция, широкий выбор товара, слабейший должен уйти с рынка. Все это имеет место. Но итог неважный. В 2010 году жители Беларуси приобретали 65,4% промтоваров собственного производства. На конец 2016–го их доля в рознице — 45,8%. Так стремительно легпром, местпром и иные промы, вместе взятые, потеряли пятую часть рынка! Аксиома: если нет товара на прилавке, то вскоре не станет и завода, который его производит.

Ставки сделаны


Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

Собственные товаропроводящие сети, говоря сухим коммерческим языком, активно развивают и отечественные производители одежды и аксессуаров. Одинаково упорны на рынке компании, выпускающие и рубашки с пиджаками, и платья с пальто, и дамские сумки или ремни. Такое внимание к этому сегменту более чем оправдано: одежду покупатель выбирает глазами, и здесь нарядная витрина и удачно выставленные манекены в торговом зале — дополнительные аргументы. А фирменный магазин — лучший шанс представить коллекцию в наиболее выигрышном свете, да и в принципе познакомить с последними новинками.

Вот и швейная фабрика «Элиз», известная в первую очередь своими сорочками, довольно давно наращивает фирменную торговую сеть. Сегодня она насчитывает 18 магазинов — их география давно вышла за пределы Минска и областных центров: в списке, например, Дзержинск, Слоним, Барановичи... Возможно, в нынешнем году появятся еще 2 фирменные торговые точки, но пока акцент — на модернизации уже имеющихся, по словам генерального директора ОАО «Дзержинская швейная фабрика «Элиз» Андрея Жука:

— Примерно 4 года назад предприятие начало менять имидж своих магазинов: в первую очередь изменился подход к их наполнению. Если раньше лишь приблизительно половина продаваемой в них продукции была выпущена у нас, а остальное — другими предприятиями, то сейчас делаем упор на монобрендовую торговлю. На предприятиях–подрядчиках размещаем заказы на отшив пальто, брюк, поло — и все продается под нашей маркой. Фирменные магазины помогают очень четко отследить предпочтения покупателей: что популярно, а что нет, какие модели пользуются большим спросом. Не всегда сторонние сети уделяют достаточно внимания тому, чтобы товар выглядел презентабельно, был аккуратно расставлен, гармонично дополнялся аксессуарами. Фирменный магазин также формирует определенную лояльность к бренду, к тому же мы предлагаем обширную скидочную программу: это и сезонные скидки, и практически постоянные скидки на определенные виды продукции, и скидочные карты для постоянных покупателей. В некоторых крупных магазинах представлены наши фирменные отделы, оборудование для которых предоставили мы, там же работают наши консультанты, от которых мы тоже получаем оперативные отклики о предпочтениях клиентов.

Важный бонус от собственных магазинов — большая финансовая свобода, ведь фактически выручка от продаж на своих торговых площадях поступает ежедневно, уверяют в компании «Маттиоли», одном из крупнейших производителей кожгалантерейных изделий, в первую очередь женских сумок:

— Мы делаем ставку на свою продукцию — сумки, ремни, разве что зонты стороннего производителя представлены в магазинах. Фирменная торговля — хороший способ показать покупателям именно новинки, которые другие распространители пока не готовы заказывать, например, еще не распродана предыдущая партия. Впрочем, и во многих других магазинах продукцию различных брендов сейчас выставляют на разные витрины, создают секции, чтобы экономить время покупателя и не заставлять его долго искать.

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

Развивают сеть своих магазинов и в компании «Элема», которая выпускает широкий ассортимент одежды. В Беларуси их уже 25 плюс 6 фирменных секций в крупных универмагах. А в России — 10, и до конца года там откроются еще 2 — 3 торговые точки, вводит в курс дела начальник коммерческого отдела ОАО «Элема» Наталья Синяева:

— Делаем ставку на развитие товаропроводящей сети в Беларуси, России и странах СНГ. Собственная сеть, конечно, наш главный ориентир. Партнеры выбирают, у них есть приоритеты: кто–то специализируется на костюмно–платьевом ассортименте, кто–то — на верхней одежде. У нас же выставлены полные коллекции, которые мы дополняем сумками, палантинами и так далее. Мы можем представить все именно так, как задумали наши коллеги, которые разрабатывают не только дизайн изделия, но и картинку его презентации в магазине.

Антон КОСТЮКЕВИЧ.

akostyukevich@sb.by

Время ест деньги


Магазин № 25 торговой сети «Витебские продукты» минувшей зимой едва не закрылся.
Фото  Сергея  ГОЛЕСНИКА

Витебск можно отнести к городам, где фирменная торговля активно развивается. К примеру, в последние годы начали работать магазины «Коммунарка», «8
Марта», «Витебский лен». Правда, перестал существовать КИМ — обанкротилась фабрика. Нет сегодня и «Детского мира», нравившегося многим при СССР. У витеблян нарекания на другое — закрытие гастрономов шаговой доступности. Допустим, жителям городской окраины с трудом удалось отстоять магазин № 25 ОАО «Витебские продукты» в поселке Улановичи. «Витебские продукты» — торговая сеть, насчитывающая более 20 точек. В прошлом году она оказалась на грани банкротства. Накопилось более 140 млрд неденоминированных рублей просроченной кредиторской задолженности. Персоналу задерживали зарплату. Ассортимент стал до неприличия скудным. Чтобы спасти ситуацию, сеть включили в состав государственного витебского концерна «Мясо–молочные продукты», а управлять ею стала одна из организаций концерна — ОАО «Витебскмясомолпром». Но сеть продолжала нести убытки, поэтому было принято решение закрыть 6 торговых точек. В Улановичах в том числе. Хотя до ближайшего продуктового оттуда 1,5 км. Жители поселка написали коллективное письмо в Витебский горисполком. Сейчас в магазине изменили график работы, ввели выходной. И, по словам заместителя директора ОАО «Витебскмясомолпром» Виктора Славецкого, продмаг, по большому счету, выполняет роль скорее социально значимого объекта. Вообще, в Витебске сегодня 3 тысячи 725 торговых точек. И если социальный норматив 600 квадратных метров на тысячу человек, то в реальности имеется более 711 «квадратов».

Бывший двухэтажный «Детский мир»  в центре Гродно сейчас —  многопрофильный торговый центр.
Фото  Катерины  ЧАРОВСКОЙ.

В Гродно тоже возникла проблема с магазином «Детский мир». Ольга Мискель, директор общества с ограниченной ответственностью «Детский мир», на балансе которого находится здание, приводит предысторию: закрыть объект решили еще в конце 2010–го — начале 2011 года. Ведь время оборота основного ассортимента составляло 60 — 120 дней. Закупка товара производилась за 3 месяца до его поставки. То есть затраты возмещались не ранее чем через полгода. При этом покупались вещи на кредит под 50%, а торговая надбавка составляла 25%. Вот почему собственник решил просто сдавать в аренду помещения в центре города. Сейчас здесь находятся 7 магазинов, которые реализуют самые разные товары: от бытовой химии до зонтиков и сумочек. Для молодежи удобно — появился многопрофильный торговый дом. Люди постарше вздыхают: лучше бы не меняли заведенный десятилетиями порядок... Не выдержал естественного отбора в условиях рыночной экономики и специализированный магазин «Мелодия» на улице Горького. Пять лет гродненцы покупали музыкальные инструменты только с рук и по интернету, пока не открылась новая точка.

Сергей ГОЛЕСНИК.

svg–vt@mail.ru

Катерина ЧАРОВСКАЯ.

czcz@onet.eu

Когда обувь не идет


Слоган из старого рекламного каталога «Белкельме» всегда с вами!» теперь воспринимается с иронией. 22 мая Экономический суд Брестской области принял решение о признании банкротом ЗАО СП «Белкельме» и об открытии в отношении должника ликвидационного процесса.

Около года назад на улице Карла Маркса в Бресте закрылся фирменный магазин предприятия. Чуть раньше исчезла с торговой карты областного центра точка на улице Машерова. Закрыт большой магазин в Березе... Когда–то предприятие имело 13 фирменных магазинов и 48 секций в торговых объектах. Но последние три года они приносили одни убытки. Нередко открывались без предварительного расчета объема товарооборота, емкости рынка, изучения покупательской способности, потому и закрывались, порой не проработав и года.

Бывший магазин «Белкельме». Теперь здесь торгуют кормами для домашних животных.

Общая задолженность «Белкельме» перед кредиторами — 4 миллиона рублей. Рассчитаться с ними предприятие сможет, продав запасы готовой продукции. Это около 50 тысяч пар спортивной обуви, залежавшейся на складах и в магазинах. Ее решено продать оптом по сниженной цене.

— Помните, здесь был обувной магазин? — на улице Карла Маркса интересуюсь у прохожей моего возраста, показывая на окна с рекламой кошачьего корма.

— А как же! Мы до сих пор с супругом ездим на дачу в белоозерских кроссовках. Натуральная кожа, сноса нет.

Ее спутница вздыхает: 

— Обувь была хорошая, но дорогая.

Мой знакомый, как выяснилось, не один год покупал только «Белкельме», но однажды вернул покупку в магазин:

— Такое впечатление, что это был китайский ширпотреб с наклейкой «Белкельме». Хорошие кроссовки они делали в середине 90–х, а потом стало дорого и некрасиво.

И он прав. В 2014 году на фабрику по контракту с сербской компанией завезли почти 12 тысяч пар спортивной обуви. В Комитете госконтроля Брестской области рассказали, что после ее реализации от покупателей стали поступать жалобы на качество товара. Возвраты составили 75%. Внешнеторговая сделка принесла не доходы, а уголовные дела. Финансовый провал «Белкельме» начался с поставки испанским партнером морально устаревшего оборудования, на котором невозможно выпускать современную продукцию, потом — нехватка оборотных средств, маркетинговые просчеты...

В 2015–м компания «Марко» купила пакет акций «Белкельме». Чуть больше года назад Брестский облисполком безвозмездно передал ей хозяйственный комплекс совместного предприятия. На условиях заключения инвестиционного договора. Осенью минувшего года новая фабрика «Вердимар» уже приступила к выпуску обуви. Под торговыми марками Denvis и Spotter шьются и некоторые модели «Белкельме». Обувь из Белоозерска можно купить в фирменных магазинах «Марко». Но, как рассказал директор УП «Вердимар» Сергей Мелех, пока у преемника «Белкельме» нет в планах открытия своих фирменных магазинов...

Валентина КОЗЛОВИЧ.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Другая сторона проблемы


Есть вопросы и с самим наполнением фирменных обувных магазинов. Возьмем, к примеру, СООО «Белвест». Это редкое предприятие, которое активно развивает фирменную сеть. Открыты около 300 магазинов в России, примерно 50 в Беларуси, 8 в Прибалтике. Представьте себе, настали те времена, когда итальянцы, испанцы и португальцы по заказу белорусской обувной компании и под ее контролем шьют обувь! Удивил не только уровень производства, где организован полный цикл от изготовления колодки до художественной росписи кожи. Какой там магазин при заводе! Здесь только летней женской обуви моделей 150, не меньше. Все размеры, бери не хочу. А зайдите–ка в фирменные магазины в Минске — моделей раза в три меньше, нужный ходовой размер не всегда найдется. Все дело в том, что обуви не хватает, чтобы насытить сети, честно признался генеральный директор СООО «Белвест» Юрий Суманеев:

— Когда мы обратились с инициативой к предприятиям обувной отрасли, у которых есть проблемы со сбытом, тогда как мы вкладываем десятки миллионов долларов в развитие собственной фирменной торговой сети, мол, давайте будем вместе поставлять туда товар, — не смогли найти понимания. Коллеги нам говорили: берите и продавайте где хотите. Ладно, и на это готовы были пойти. Но нашу торговую сеть и ассортимент создают наши дизайнеры, значит, обувь будет продаваться под брендом «Белвест». Никто на это не пошел. А нам в торговле обуви реально не хватает, как и производственных площадей, и рабочих рук.

Не тот ли это случай, когда, если не хотят что–то делать, придумывают причины? Что, дескать, фирменная торговля убыточна, не нужна, каждый должен заниматься своим делом: торговля — товар предлагать, предприятия — сапоги тачать. Словесная шелуха все это. 45,4% рентабельности продаж — таковы итоги работы за прошлый год «Белвеста», который 97% своей обуви реализует через фирменную сеть.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter