За витаминами и... нитратами

Собкор «СБ» прошла по фруктовым рядам гомельских рынков
Собкор «СБ» прошла по фруктовым рядам гомельских рынков

В жаркие дни организм категорически не приемлет тяжести. Ему бы «хрустнуть» чем–нибудь плодово–ягодным, чтобы легко и полезно было. Потому на рыночных фруктовых рядах и лотках Гомеля, как и прочих населенных пунктов страны, сейчас аншлаг. Я тоже поддалась ажиотажу.

Сколько обычный гомельчанин съедает за лето «живых» витаминов, сказать трудно. Как и то, сколько он принимает, скажем, нитратов и радионуклидов вместе с килограммами фруктов, овощей, ягод и грибов. И вообще — принимает ли? Поход на Центральный рынок Гомеля совершала как никогда осознанно и с одной целью: купить так, чтобы знать — в авоське исключительно витамины и ничего лишнего. А прежде чем тратить деньги, завернула в Центральную лабораторию ветеринарно–санитарной экспертизы, расположенную здесь же. Хотелось знать, возьмут ли мою покупку на проверку или отправят восвояси.

— Не на продажу? — привычно поинтересовались из–за двери. — Тогда бесплатно. Персиков и абрикосов достаточно по 200 граммов, черешни полкило — их проверяем на внешние стандарты: вид, запах. Огурцов и помидоров тоже можно по 500 граммов. Узнаете, сколько в них нитратов.

Благословленная таким образом, я двинула за стандартным летним набором: огурцы, помидоры, персики, абрикосы, черешня (под вывеской «чистая», то есть без «мяса» червей) и маленькая дынька. Со слов продавцов, все это фруктовое богатство угрожало мне лишь одним — сверхудовольствием... Шурша пакетиками, вернулась в помещение с колбами и реактивами. Судя по лицам работников лаборатории, к ним приходят разные люди. Но чтобы такое разнообразие приволакивали обычные покупатели непреклонного возраста...

— Девушка, вы точно хотите все это сдать на пробу? Мы же половину не вернем. Разве что в виде салата, — меня отговаривали несколько голосов. — Вы бы попросили у продавцов сертификат и не тратились так бесполезно.

Ага, и где гарантия, что те самые 5 кило, которые идут на анализы от 50–килограммовой партии, отражают всю продаваемую действительность? Пришлось решительно мотать головой и требовать «хирургического вмешательства» в мои пакеты. Ветврач–радиолог Алла Оплачикова (познакомились после) с горестным видом развернула мешочек с черешней.

— Ну где вы ее покупали? — тут же учинила мне «разбор полетов». — Надо было ногтем вскрыть кожицу, сразу бы увидели, какая она внутри неважная.

— Да она чистая, — оправдывалась я.

— Тоже мне достоинство. Должна сказать, с опасением отношусь к черешне без червей. Значит, ее усиленно обрабатывали. Нет, ее проверять бесполезно. Внутри все гнилое. И веток вам набросали для веса. А вот персики и абрикосы по внешнему виду вполне годятся к употреблению. Ни вмятин, ни порчи.

От расстройства я начала жевать абрикос. Оказался зеленоватым, хотя хозяйка расхваливала: «Как мед». Бальзамом на душу стали результаты анализов всего остального. Минимум нитратов было в помидорах. Огурцам до предела не хватило 4 миллиграммов, а дыне — 8. Специалисты успокоили: если не есть тоннами, то ничего и не случится. В общем, я могла идти спокойно в корпункт и делиться с коллегой без риска его отравить.

— В целом все нормально, если не считать черешню, — поздравила Оплачикова. — Пару дней назад продавцы сдавали нам продукцию на анализ. Из–за превышения нитратов мы забраковали партию дынь. Они, кстати, чаще всего и попадаются на этом, особенно ранние. С «перебором» встречаются огурцы и молодая картошка. Даже морковь, капусту и кинзу запрещали к продаже. Нитраты чем грозят? Серьезным отравлением. В случае превышения мы не выдаем сертификат, а без этого документа продавцы не имеют права торговать на рынке.

Пока ветврач меня напутствовала, пенсионерке выдали результат анализа лисичек, которые она собирала якобы под Гомелем. Лабораторный аппарат зашкалил. Норма РДУ–99 для грибов — 370 Бк/кг, а на экране высветилось 4,6 тысячи! «То–то у меня поджелудочная побаливает», — глубоко задумалась бабушка и быстренько растворилась со своим ведерком. Надо думать, не на какой–нибудь вокзал помчалась торговать.

...На торговые ряды «Привокзальные» я шла как обычный покупатель, не обремененный редакционным заданием. «Вот сейчас попрошу сертификат и куплю арбуз», — припоминала советы ветврача. Продавец, услышав слово «сертификат» (кажется, так и не поняв, чего я хочу), перепугалась до бледноты, будто у нее попросили продать взрывное устройство. Девушка долго шарила в бумажках, потом протирала очки, пила минералку, но в сертификате слово «арбуз» не нашла. У второго реализатора истерики не случилось, как, впрочем, и документа не нашлось: «Хорошие у нас арбузы, иначе мы здесь не стояли бы. Хотите — надрежу». Но мне хотелось видеть документ. На пятой точке, а шелест о моем хождении уже пронесся по рядам, услышала родное советское: «Бумаги у хозяина. Не нравится — не покупайте». Наверняка барышня не осмелилась бы на такую отповедь, если бы каждый первый покупатель требовал у нее сертификат. Но, кажется, «первым» здесь была я, гордо уходящая без арбуза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter