За удовольствие надо платить

«Это не благотворительность, не альтруизм. Откровенно говоря, мы хотим заработать деньги или хотя бы снять нагрузку на бюджет», — эти слова Президента стали лейтмотивом субботнего совещания по развитию нарочанского региона...

«Это не благотворительность, не альтруизм. Откровенно говоря, мы хотим заработать деньги или хотя бы снять нагрузку на бюджет», — эти слова Президента стали лейтмотивом субботнего совещания по развитию нарочанского региона. За все нужно платить рыночную цену. И за отдых тоже. Санатории и гостиницы вокруг Нарочи не должны работать себе в убыток. Сводить концы с концами только за счет бюджета. Это первый принципиальный момент обстоятельного разговора. Второй — нужно создать такие условия, чтобы людям на курорте было где потратить деньги. Пока предложение услуг сильно отстает от спроса. А кое–где и вовсе отсутствует.

 

Здесь поделюсь собственными свежими впечатлениями. Озеро Рудаково неподалеку от Мяделя. Красота! Небольшое, но чистое, прозрачное, глубокое. Со всех сторон обнимает лес. И тишина. За такую красоту не жалко заплатить. Однако платить пока не за что. Нет даже указателей, направляющих к озеру (пробирались мы по подсказкам местных жителей). Не проложена нормальная дорога — с одной стороны такое «ралли», что решили пощадить днище кузова. С другой — узкая гравийка.


Напрашивалась мысль: почему бы не добавить немного туристического лоска в это красивейшее место? Побережье оставить как есть. Не хотелось бы, чтобы девственно чистый водоем был заставлен барами, мангалами, автомобилями. Но в радиусе километра сделать нормальную парковку, открытое кафе, современные агроусадьбы (домики и базы отдыха, которые сейчас стоят вблизи Рудаково, смотрятся архаично). Проложить хорошую дорогу. Провести рекламную кампанию. Чтобы каждый, кто едет на Нарочь, знал и об этой жемчужине.


И таких примеров отсутствия инфраструктуры много. И ладно мы привычны к бездорожью и слабому сервису. А какие впечатления останутся, например, у иностранных гостей? Кстати, экспорт туруслуг в нарочанском регионе, по данным Минспорта и туризма, составил в прошлом году около 1 млн. долларов. Меньше процента от общего показателя по стране. При таком–то потенциале края!


Логично, что именно на развитии инфраструктуры делается акцент в обсуждавшемся на совещании проекте госпрограммы развития курортной зоны нарочанского региона на 2011 — 2015 годы. Чтобы заработать деньги, нужно что–то предложить, создать условия. Магазин и дискотека — слишком постный ассортимент. Туристы — иностранные, да и наши — хотят отдыхать культурно, разнообразно, со вкусом. С учетом этого на Нарочи будут строиться агроусадьбы и домики рыбака, туристов начнут привлекать аэроклубом, конными и велосипедными прогулками, дайвингом, охотничьим сафари... Всех отдыхающих будут угощать экологически чистой продукцией, выращенной тут же. Возможно, и копченым угрем...


Коротко говоря, если все, что намечено в пятилетней программе, реализуется, нарочанский регион превратится в приличный европейский курорт. Инвестиции в выполнение гос-программы составят 430 млрд. рублей. Пока основное финансирование ложится на бюджет. Но Президент призвал активнее привлекать на Нарочь частный, свой и иностранный, бизнес. Предусмотренное программой освобождение (на 5 лет) от налога на прибыль, недвижимость, земельного налога, отчислений в инновационный фонд Миноблисполкома может стать эффективной преференцией. Если не будет межведомственной волокиты (см. на эту тему «СБ» за 28 июля, «Круги на воде»).


Говоря об организационных моментах, Президент подчеркнул: главный куратор Нарочанского края — председатель Минского облисполкома. Республиканские органы должны найти свое место в программе развития курорта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter