Чем занимается управление исполнения приговоров?

За цифрами — судьбы

Кто разрабатывает закон об амнистии, как менялся состав осужденных в стране и что будет с уровнем преступности в будущем? Ответы на эти вопросы знают в управлении исполнения приговоров Департамента исполнения наказаний МВД. Имя начальника этого управления встречается в прессе в основном в новостях, сообщающих о прошедших или готовящихся амнистиях. Тем не менее, как оказалось, у самого юридически подкованного управления департамента много других, не менее важных задач. Жанна Батурицкая рассказала, как за сухими юридическими формулировками и цифрами увидеть человеческие судьбы и души.

— Какие задачи стоят перед управлением исполнения приговоров?

— Наша работа довольно специфична, в управлении трудятся только юристы. Мы обеспечиваем законность исполнения приговоров. Кроме этого, собираем статистику, проводим ее анализ, составляем прогнозы численности осужденных. С нас начинается разработка законов об амнистии. Мы активно участвуем в разработке законопроектов, связанных с исполнением наказания.

— Принимают ли законодатели во внимание результаты ваших исследований?

— Мы изучаем количество совершенных преступлений, анализируем качество вынесенных приговоров, делаем вывод, будет ли расти численность осужденных, и многое другое. Если цифры показывают негативную тенденцию, предлагаем пути решения проблемы. Такое уже не раз случалось. Например, вы могли заметить, что в последние годы явно виден переход к большей гуманизации уголовного законодательства. На этом настаивали в свое время в том числе и мы, видя, что происходит в местах лишения свободы. И теперь на смену традиционным приходят альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Если человек раньше не привлекался к уголовной ответственности, сразу в колонию он не попадет. Сегодня там находятся те, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление. Государство использует все возможные альтернативные виды наказания, чтобы дать человеку понять: у него есть шанс исправиться, будучи на свободе. Я говорю о штрафах, ограничении свободы и другом. У нас очень гуманное законодательство с этой точки зрения.

— Управление также курирует экстрадицию осужденных. Как это происходит?

— В год страна выдает и принимает для привлечения к уголовной ответственности примерно 300 человек. Кроме того, около 100 — 120 осужденных отправляются для отбывания наказания в другие государства. Для этого необходимо их желание. Еще одним условием является наличие международных договоров между нашими странами. Чаще всего экстрадируют осужденных в Россию и Украину, реже в Польшу, Литву, Латвию, Германию, Испанию. Как правило, в Беларусь возвращается больше, чем уезжает от нас. Потому что по сравнению с другими странами СНГ условия отбывания наказания у нас лучше: продовольственное обеспечение, бытовые условия, медицинская помощь. Не все хотят уезжать от нас.

— Важная часть вашей работы — сбор статистических данных и их обработка. О чем говорят цифры?

— Мы собираем и аккумулируем информацию о возрасте осужденных, о том, как они освобождаются, по каким основаниям и так далее. Полностью держим под контролем движение всех осужденных. Составляем характеристику криминологической ситуации в стране. На сегодня можно сказать, что основной контингент мест лишения свободы составляют мужчины в возрасте 30 — 35 лет. Женщин–осужденных больше не становится. Что касается несовершеннолетних преступников, то был период, когда их численность очень сильно упала. В связи с этим была закрыта одна из детских воспитательных колоний. Теперь численность немного возросла. Но это вовсе не значит, что возросла подростковая преступность. Скорее, это связано с демографической ситуацией в конце 90–х. Сегодня у нас 230 несовершеннолетних, которые совершили преступление. Все они находятся в Бобруйской детской воспитательной колонии.

— Через управление также проходят все просьбы о помиловании. Насколько часто такие просьбы удовлетворяются?

— Да, действительно, мы готовим материалы для помилования. Если осужденный принимает для себя такое решение, пакет документов формирует специальный отдел того учреждения, где он отбывает наказание. Претендовать на помилование может каждый, и делать это можно на любой стадии исполнения приговора. Нужно понимать, что помилование — институт исключительный. Решение о нем принимает лично Президент. Милуют только искренне раскаявшихся, полностью возместивших ущерб, причиненный преступлением. Учитывая исключительность этого института, решение о помиловании принимается в редких случаях.

— Какие еще есть способы у осужденных освободиться раньше срока?

— Существуют возможность условно–досрочного освобождения и замена наказания более мягким. В соответствии с законодательством для этого осужденный должен вести активную общественную деятельность, полностью возместить ущерб и раскаяться в совершенном преступлении. Замена наказания более мягким — это своеобразный социальный лифт, когда осужденного переводят, к примеру, из исправительной колонии в колонию–поселение, а затем и вовсе в исправительное учреждение открытого типа. До недавнего времени такая практика была очень распространена, и процент тех, кто возвращался таким образом домой раньше срока, был высоким. Попав в колонию, осужденный заранее знал, что через пару лет вернется домой. В тот момент департамент являлся заложником ситуации со значительным количеством осужденных. Но нельзя сказать, что мы выпускали всех подряд. Нет, лишь тех, кто это заслужил. К тому же даже на воле они все равно оставались под контролем милиции. Но потом от этого отказались. Ведь массовое досрочное освобождение неэффективно с точки зрения достижения целей уголовной ответственности, поэтому ставить его на поток неправильно. Однако, как показывают цифры, сегодня преступности больше не стало. Значит, в свое время мы сделали все правильно, и используемая нами в тот период тактика регулирования численности тоже была допустима.

— В компетенцию управления входит распределение осужденных в места отбывания наказания. По какому принципу это происходит?

— Для начала изучаем приговор: какое преступление было совершено, сколько лет осужденному, был ли он ранее судим. Затем смотрим, где именно произошло преступление. Если человек совершил убийство, к примеру, в Орше, то его нельзя отправлять отбывать наказание в этом же городе. Ведь там могут работать родственники жертвы. Другое дело, если речь идет об ограничении свободы. Если у осужденного не было административных наказаний ранее, если он не наркоман, а, к примеру, обычный, но однажды оступившийся семьянин, совершивший нетяжкое преступление, то мы его можем оставить в том городе, где живет его семья. Нельзя допустить содержание в одной колонии людей, проходивших по одному уголовному делу, учитываем и оперативную информацию. По закону с момента вступления приговора в законную силу и отправки осужденного должно пройти не более 10 дней.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 24 (24906). Вторник, 9 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter