Как вчерашняя студентка стала самым молодым директором школы в Хабаровском крае

За тридевять земель

Это место из тех, про которые говорят «только самолетом можно долететь». Правда, лететь придется вертолетом и весной. Летом сюда добираются по реке, зимой — по ледовой дороге. В селе живут всего 300 человек, а в малокомплектной школе учатся 45 детей. В самом большом классе — 11 человек, в самом маленьком — одна ученица. 

Молодой директор Александра Морозова признается, что свою сельскую школу она не променяет ни на что.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

В такой удаленности есть свои плюсы — сейчас здесь нет ни одного заболевшего даже ОРВИ. Поэтому, когда история с вирусом только набирала обороты, директор школы Александра Морозова разработала план: классы разделить на группы, уроки сократить до 30 минут, ежедневная уборка, дезинфекция... Родителей такой расклад вполне устраивал. А вот районная администрация посчитала, что, если велели учиться дистанционно всем, значит, всем.

— Теперь с теми, у кого есть телефон, мы работаем в WhatsApp, — рассказывает педагог. — К другим детям приходим домой. Оставляем возле забора задания в письменном виде, потом также забираем. Дистанционное обучение в нашем случае — это не учеба: у детей нет не то что компьютеров, многие в глаза не видели даже смартфонов. Я тоже не могу обеспечить учеников техникой. В школе всего два нетбука. 

Могла ли несколько лет назад выпускница истфака Дальневосточного университета представить, что ей придется решать такие проблемы?

— Сначала хотела быть учителем русского языка, потому что очень любила свою школьную учительницу русского, — вспоминает Александра. — В 10‑м классе влюбилась в авторитет учителя истории и решила, что буду историком. В село приехала вместе со своей однокурсницей. Ее отправили преподавать историю, а меня сделали завучем по учебной работе, воспитателем интерната и, позже... не поверите, учителем английского языка! Преподавателя английского тут не было около пяти лет, и предмет изучали дистанционно. Пришлось согласиться. В каком‑то смысле училась вместе с детьми. А всего через два года мне предложили стать директором. В 25 лет! 

На должности директора Александра уже пятый год. А коллеги до сих пор не верят, когда называет свой возраст. Тем временем под ее руководством сразу два заведения — школа и интернат.

— В интернате семь учеников. Они не сироты, это дети из соседнего села Улика‑Национальное, где есть только начальная школа, — объясняет Александра. — С пятого класса ребята учатся у нас. Уезжают домой на каникулы и праздничные дни, а в остальное время остаются здесь.

Семь лет назад девочки‑старшеклассницы из интерната помогли новой учительнице освоить деревенский быт, научили топить печь. Бывшая городская девушка теперь может все. За 15 минут легко перетаскает 200 литров воды из бочки. Вода привозная.

— Зато какая это вода, родниковая! — с улыбкой рассказывает она. — А воздух, а природа! Весной сопки все розовые, потому что багульник цветет. Зимой снег белейший. Когда показываю фотографии, мне говорят: «Да ты там как в сказке живешь!»

Сельская жизнь для нее идеальна. Тихо, спокойно, можно побыть наедине с собой. И часто вспоминается детство — ведь до девяти лет жила у бабушки в деревне. Хотя мысли о переезде вначале были. Александра со смехом рассказывает, как попросила прописать ее в Новокуровке только на год. Потом продлила прописку еще на один, потом на три... 

— Не исключаю, что могу переехать, — признается она. — Но если уеду, то только в другое село, побольше. В город возвращаться не хочу. Раз в месяц по работе приезжаю в Хабаровск. И мне этого хватает, чтобы решить дела, сходить в парикмахерскую, купить что‑нибудь в магазине, повидаться с родными и друзьями. 

В селе у Александры начали сбываться мечты. Например, давнее желание быть учителем русского языка и литературы. Она прошла курсы переподготовки и теперь помогает самому старому педагогу своей школы. Взяла только один класс. Работа директора отнимает слишком много времени. И впору совсем отказаться от преподавания. Но как отказаться от своего призвания?

А учитель она и вправду прекрасный. Две ученицы решили идти по ее стопам и отправились в педагогический колледж. Одна уже окончила и вернулась в родную школу, заочно учится в вузе. Нового педагога директор поддерживает, даже назначила за­вучем по воспитательной работе. Ведь молодых кадров в школе мало.

— Как привлекать? Программа «Сберегательный капитал», например, хорошее средство, 70% педагогов пришли в нашу школу благодаря этой программе и остались.

Впрочем, пример самой Александры доказывает: селу и так есть чем привлечь. Зарплаты здесь выше городских благодаря сельским надбавкам плюс полная оплата ЖКУ, да и работать легче за счет того, что в классах нет такой наполняемости, как в городской школе.

— Я могу почти не тратить деньги. Овощи с огорода. Молоко, мясо и мед мне продадут соседи недорого. А в речке много вкусной рыбы. Частенько ученики наловят и просто так угощают, — признается наша героиня. — Когда только начинала работать, у меня была зарплата всего 18 тысяч, и это на две ставки, тогда не было еще ни стажа, ни дальневосточной надбавки. Сейчас получаю около 50 тысяч с учетом педагогической деятельности.

Но больше всего молодого директора привлекают не деньги и не природа, а то, что учитель на селе в авторитете:

— Осталось здесь еще это уважение. Ты приходишь на урок, и все сдают тебе телефоны. Твое слово — закон. Да и многие родители понимают, что трудно найти педагога, и тоже воспитывают в детях уважение к учителям.

ПАСПОРТ ШКОЛЫ

Год основания — 1912

Количество педагогов — 11 

Средний возраст педагогов — 60+

Количество учеников — 45

Дина Непомнящая

dina_n_journalist@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter