За три моря

Начался сезон летних отпусков. Отлично отдохнуть можно и в нашей стране. Но если вы рискнули отправиться в отпуск на машине, прочитайте этот материал журналиста «СБ»
Начался сезон летних отпусков. Отлично отдохнуть можно и в нашей стране. Но если вы рискнули отправиться в отпуск на машине, прочитайте этот материал журналиста «СБ»

Вот уже почти полтора десятилетия мы живем в суверенном независимом государстве, но часто все еще мыслим категориями прошлого, отказываясь понимать простые вещи: чтобы совершить 200–километровый марш–бросок на Вильнюс, нужна виза. Автомобиль, на котором собираемся ехать к дядьке в Киев или к тетке в Москву, необходимо застраховать, и т.д. и т.п. Разумеется, наш гнев праведный — мы ведь десятилетиями жили вместе, в гости друг к другу ходили, а тут граница... Любое ограничение свободы вызывает у человека внутренний протест. Кстати, мы имеем полное право требовать от политиков большей интеграции, снижения издержек «разделенности» — к объединению, а не разъединению направлен вектор цивилизации. И все же... Пока существуют суверенные государства — будут существовать и установленные ими правила, которые мы обязаны исполнять, хотим мы этого или нет.

Фактура на заданную тему сама пришла ко мне в руки. Авторы коллективного письма из Гомеля жаловались на бюрократические с их точки зрения препоны при пересечении белорусско–украинской границы. Престарелые родители этих людей живут вроде бы рукой подать, но на территории суверенной Украины. Для того чтобы их навестить, необходимо пройти через шлагбаум, что сопряжено с расходами. Величина этих расходов, по мнению авторов письма, находится в вопиющем противоречии с монументом Дружбы трех народов — белорусов, русских и украинцев, — расположенным здесь же поблизости (действие разворачивается в нескольких километрах от таможенного пункта «Веселовка»). Подписавшиеся сокрушаются, что таким образом власти «не только ограничивают, но и препятствуют общению родных и близких, проживающих по разные стороны пограничного столба». Я попытался приподнять шлагбаум над белорусско–украинской границей.

«При выезде из Беларуси в Украину на автомобиле нас, граждан Беларуси, вынуждают платить страховку на белорусской таможне 5 евро», — жалуются в письме Захарченко Л.Г., Невмовенко В.В., Шаповал В.А. и «многие другие».

О чем здесь идет речь? Не просто страховку, а полис международной системы автотранспортного страхования, который называется «зеленая карта». На эту самую карту на данный момент нанесены 44 государства мира, в основном европейских, по которым ее обладатель может колесить без страха и упрека со стороны местных гаишников. Наша страна вступила в «партию зеленых» в 2003 году.

Авторские права на саму идею принадлежат Европе. Она пришла в голову «старушке» еще полвека назад. Когда в аварию попадали граждане одной страны, вопросов не возникало. В том случае, если виновником ДТП становился иностранец, таких вопросов появилась масса. Кто будет платить? Какие меры ответственности можно применить к иностранцу? «Зеленая карта» и стала решением этой дилеммы.

Следующий посыл гомельчан состоял в том, что «украинская сторона при въезде на их территорию никаких поборов не берет».

В подобное, возможно, хочется верить, но, к сожалению, это не так. Требовать «зеленую карту» заинтересована в первую очередь сама Украина, чтобы защитить собственных граждан.

Опыт знакомых автомобилистов подсказывает, что еще несколько лет назад украинская таможня действительно сквозь пальцы смотрела на автомобили без страховки. Но сейчас ситуация в корне изменилась. В украинском посольстве меня заверили, что страховка обязательна. К тому же в стране недавно принят новый закон об «автогражданке», и скоро жесткий контроль за наличием страховки будет осуществляться не только на границе, но и внутри страны (как это сейчас происходит в Беларуси). Так что проскочить в любом случае не удастся.

Я не стал бы однозначно утверждать о конфликте интересов государства и человека в данном случае. «Зеленая карта» не только страхует украинца, но и белоруса. От сумы и тюрьмы. Если он станет виновником аварии, ему не придется возмещать ущерб из собственного кармана или, в случае пустот в этом самом кармане, садиться в тюрьму.

Тем более это актуально, что сейчас в Украине кардинально меняется законодательство. Если раньше, за любые последствия ДТП, связанного с причинением вреда здоровью либо жизни, выплачивалось не более 10 тысяч евро, то теперь «потолка» выплат не видно. Его просто нет — оценят ущерб в миллион, значит, придется платить миллион. «Если ниже опустить цену на «зеленую карту», как страховая компания оплатит эти издержки?» — задается риторическим вопросом Антон Рогачевский, заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию.

Вообще, за прошлый год в Украине произошло 36 страховых случаев, как их называют профессионалы, то есть 36 раз наши страховые компании платили за ДТП, спровоцированные белорусами. И общая сумма выплат составила около

25 тысяч евро.

В августе прошлого года на трассе Киев — Одесса произошла страшная авария, в которой погибли 11 наших сограждан, возвращавшихся домой с отдыха, в том числе и виновник аварии — заснувший за рулем водитель автобуса. Во сколько она обойдется страховщикам, пока еще не ясно, но сумма не может превысить планку в 10 тысяч евро. А что если бы эта авария произошла в этом году? Специалисты даже не берутся спрогнозировать количество нулей в сумме компенсации.

Но авторы письма неумолимы: «Мы могли бы покупать страховку в Украине, стоимость которой в несколько раз дешевле, чем в Беларуси», но «на белорусской таможне не выпускают по этой страховке».

Действительно, выясняю, что с

1 августа 2004 года соответствующий указ Президента обязал автомобилистов страховаться еще до выезда из Беларуси и только у национального страховщика (таковых у нас на данный момент пять). Сделано это с единственной целью — чтобы валюта не уходила за рубеж.

Обязаловка выглядела бы действительно возмутительно, если бы цены сильно отличались. Раньше эта разница была более чем очевидна. Белорусская «карта» стоила 25 евро, в то время как в Украине можно было купить внутреннюю страховку всего–то за 1 евро. Доходило до того, что наши страховые организации продавали украинские полисы белорусам.

Но год назад решением белорусского Правительства для Украины было сделано исключение, введена особая «зеленая карта», которая действовала только на ее территории (плюс Молдова, как бонус), а ее минимальная цена (на 15 дней) была снижена до 5 евро. Столько же, кстати, стоит «зеленая карта», которую украинские страховщики продают своим гражданам для поездок в Беларусь. Одновременно подросли цены на внутренние украинские страховки, и теперь, как мне удалось выяснить в Киеве, их цена практически не отличается от стоимости «зеленой карты».

Для других стран–соседок «зеленая карта» стоит намного дороже. Для Польши, Литвы, Латвии (Россия не входит в систему, но российскую страховку все равно необходимо приобретать) — это 30 евро на те же две недели. К слову сказать, на польско–белорусской границе по поводу высокой цены произошла стихийная забастовка, что еще раз говорит о том, насколько это болезненный вопрос.

«Зачем продавать страховку на две недели, если мы выезжаем на выходные дни?» — продолжают сокрушаться гомельчане.

Антон Рогачевский поясняет, что 15 дней — это минимальный срок, который предусмотрен внутри системы «зеленая карта». А может ли Беларусь стать инициатором сокращения срока? Увы. Наша страна пока даже не является полноправным членом этой организации и имеет право только совещательного голоса. Но вряд ли и в будущем можно рассчитывать на то, что минимальный срок будет сокращен. Правилам подчиняются, а не подчиняют.

Но неужели нельзя никак снизить стоимость? «Мы рассчитали, что это оптимальная цена. В противном случае страховые компании будут работать себе в убыток», — уверен Рогачевский.

До сих пор, правда, в убыток себе они точно не работали. В 2004 году в Украину (и Молдову) выдали более 87 тысяч «зеленых карт». Нехитрые арифметические действия позволяют подсчитать: минимум, что могли за них выручить наши страховые компании, — это 435 тысяч (в том невероятном случае, если бы все покупали самую дешевую «короткую» страховку). А потратили, как уже сообщалось, 25 тысяч. Прибыль, хоть и «грязная», получается 410 тысяч...

Как же быть тем, для кого страховой взнос является препятствием на пути к матери или на могилу отца? Возможно ли внутреннюю белорусскую страховку признать в России и Украине или, например, создать для трех стран какую–то свою систему страхования. «Сегодня рентабельность наших страховых организаций по обязательному страхованию внутри страны составляет около 9 процентов. А если добавить сюда территорию России и Украины, говорить о рентабельности вообще не придется», — парирует Рогачевский.

Хотя, в принципе, это возможно и успешно реализуется в Евросоюзе. Страны ЕС признают полисы внутреннего страхования гражданской ответственности других «союзников», поэтому там «зеленая карта» не нужна. Но обратная сторона медали такова, что взносы за внутреннее страхование там «компенсируют» все преимущества от отсутствия необходимости приобретать «карту». В Германии годовой взнос от тысячи евро и выше.

Здесь важно учитывать еще один момент. Если приравнять внутреннее страхование к международному, это неминуемо скажется на его цене, и возмутятся те, кто за границу не ездит. Зачем, спрашивается, им переплачивать за кого–то?

Увы, вывод, к которому я пришел, неутешителен для тех, кто подписывал письмо в редакцию. Даже если нам это не нравится, придется привыкать к тому, что мы живем в разных государствах, и «зеленая карта» — это лишь один атрибут этой «разности».


Штамп в паспорте

Приближается сезон отпусков, которые многие белорусы по традиции проводят в Крыму, Одессе или у бабушки под Николаевом. С какими документами подаваться на юг? Между Беларусью и Украиной действует соглашение, согласно которому белорус обязан иметь при себе общегражданский паспорт. Нюанс: именно общегражданский, а не заграничный. Это означает, что штампик «пригоден для многократного выезда за границу» не нужен, по крайней мере, требовать на украинской границе его не имеют права. Исключение — дети до 16 лет. Им, помимо штампика, если они едут на юг без одного или двух родителей, необходимо нотариально заверенное их разрешение. Кстати, заверить разрешение можно и в ЖЭСе, если он уполномочен это делать.


В чужой город, но в свой огород

У многих белорусов в Украине имеются дачи, но через белорусскую таможню бывает проблемно перевезти свой законный урожай. Проблемы чаще всего возникают в упрощенных пунктах пропуска, где таможенные органы не размещаются. Перемещение товаров через УПП допускается только в количестве, освобожденном от уплаты таможенных платежей. В соответствии с указом Президента с полным освобождением от уплаты таможенных платежей с 1 июня по 31 октября допускается ввоз из Украины продуктов питания весом до 30 кг, а с 1 ноября по 31 мая — до 5 кг. Кроме того, в период с 1 июля по 31 декабря разрешен ввоз продуктов питания до 300 кг, произведенных или выращенных на личных приусадебных участках, при условии документального подтверждения права собственности гражданина или членов его семьи на этот участок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter