В кыргызском ущелье Кырчын заработала этнодеревня кочевников

За тебя калым отдам

«ЗА невесту даем 15 яков». — «Что ж, хороший выкуп, забирайте». Примерно так проходило сватовство в кыргызских семьях несколько веков назад. Впрочем, даже у современной молодежи в тренде, что называется, традиционные обычаи замужества. Свадьбу по всем канонам показали в ущелье Кырчын, что в трех десятках километров от Чолпон-Аты. Именно здесь, в горах, во время III Всемирных игр кочевников развернулась их этнодеревня. Народные песни, танцы, блюда — в каждом из ордо (по-нашему, подворье). Около тысячи юрт представили семь областей Кыргызстана и города Бишкек и Ош.



НАС приглашают на живописное джайло — летнее пастбище чабанов. Здесь оживленно. На подиуме самая большая юрта Хан-Ордо, рядом с которой — гостевые поселения, две смотровые башни, флагштоки. Именно здесь, на центральной сцене, и открылась этнодеревня «Золотой век кочевников». Зрители впервые увидели масштабную реконструкцию кыргызского великодержавия. В основу сюжета легли события VIII—IX веков, время существования каганата. Театрализованное представление почти в реальности воссоздало ту эпоху. В первую очередь благодаря костюмам, которые сделаны, опираясь на исторические факты.


После представления в каждом из ордо началась своя программа. Одно из самых крупных подворий — Бишкека — разыграло перед зрителями обряд «бешик», или укладывание ребенка. Вице-мэр города Бишкека Асель Куламбаева рассказала, что рождение ребенка считалось у кыргызов самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода:

— Поэтому еще до рождения беременную женщину оберегали от тяжелых домашних забот, магическими действиями — от нечистых сил и злых духов. Особыми ритуалами сопровождался обряд укладывания ребенка в колыбель — бешик. Перед ним на сороковой день рождения дитя омывали теплой водой из сорока ложек, стригли утробные волосы, надевали другую рубашку. Ее шили из сорока лоскутов различной материи, которые мать или бабушка выпрашивали у соседей, у старых людей. В этот день пекли 40 обрядовых лепешек на масле.



В Иссык-Кульской области живут самые известные мастера по скоростному собиранию юрт. Победитель прошлых Игр кочевников в этом соревновании Урмат Асангулов рассказал, что представителям села Кызыл-Туу нет равных:

— Наша деревня считается родиной юрт. Здесь их умеют мастерски сооружать в каждом дворе. За каркас, который делаем из ивы, отвечают мужчины. А вот украшение — женская работа. В среднем на одну юрту уходит около месяца. Цена в среднем 3 тысячи долларов, но достигать может и 10 тысяч. Покупают их хорошо — для этнопредставлений, свадеб, джайло (в качестве летних беседок на участки). Что касается скоростного сбора, наловчившись, можно управиться и за 15 минут.



Урмату мастерство по изготовлению юрт передалось от отца, которого, в свою очередь, научил дед. Строительством занимаются и братья. Основной материал для такого типа жилища — дерево и шерсть. Из ивы, которой в Кыргызстане произрастает семь сортов, делаются перекрытия. Сперва дерево очищают от коры, режут, выпаривают, а затем на старинном станке (он сохранился в семье Асангуловых) изготавливают специальные балки-перекрытия. В нелегком деле супругу помогает жена Айгуль: вручную вышивает украшения для юрт. Кстати, раньше женщины сами изготавливали и туурдук — войлочные стены. Сейчас этот материал без проблем можно купить на заводе.

А вот в Баткенской области, которая граничит с Таджикистаном и Узбекистаном, распространена была не юрта, а квадратная пакта. Это жилье было более комфортно в жаркую погоду (летом столбик термометра поднимается здесь до 45 градусов): материал пропускал свежий воздух. Жилище — своеобразный показатель достатка: если пакта одноэтажная — семья бедная, двухэтажка — представители зажиточной прослойки.



КРОВ есть, нужно питание. От знакомства с традиционным для кыргызов жилищем зрители перешли к национальным блюдам. Та же Баткенская область, например, презентовала таш-кордо. Представитель ордо Бакэт Акматов поделился особенностями приготовления этого фирменного блюда охотников:

— Посуда для таш-кордо не нужна. Раньше, когда охотник добывал мясо, выкапывал яму глубиной и шириной около метра. Потом расставлял по ее стенкам камни и укладывал дрова. «Печь», куда и отправлялось мясо, обязательно обкладывалась ветками и шкурой и засыпалась землей, чтобы горячий пар из углубления не выходил наружу. Так блюдо готовилось около трех часов.

Еще один традиционный изыск — тандыр-кебаб — делают в одноименной печи. Она придает продукту тот неповторимый вкус и аромат. Сам процесс изготовления печи трудоемкий: глину измельчают, сушат, пропускают через сетку — старую металлическую кровать. Потом размачивают в воде. В замешивании участвуют несколько человек: это тяжелый физический труд. Потом в полученную массу добавляют предварительно очищенную и измельченную овечью шерсть (нужна для скрепления состава). В готовом тандыре видны торчащие шерстинки, которые сгорают при прокаливании. Форма блюда лепится вручную, здесь важны глазомер и точность движений.



В такой же печи изготавливают хлеб для свадеб. Еда в традиционном бракосочетании — одна из главных составляющих. Прежде чем отдать дочь замуж, родители невесты угощают будущих родственников жениха. Им подается приготовленный баран, всевозможные мучные изделия, бешбармак — мясо от шурпы с макаронами. Сперва к трапезе приступает отец жениха — он ведь в семье главный. Затем кулинарные изыски пробуют его родственники. Такие традиции, по словам невесты Айжаркын Абдилагазим, в Кыргызстане стараются сохранять: «У каждой области свои обычаи. Я родом из Оша, это юг страны, мой супруг из Бишкека — север. У нас совершенно разные костюмы, отличаются и обычаи. Но невеста подстраивается под жениха, поэтому свадьбу играем на северный манер. На гостей не скупимся: собираем несколько сотен человек. Гуляем порой целую неделю».

У кыргызской свадьбы есть несколько особенностей. Невеста надевает тебетей (распространенный зимний головной убор из бархата или сукна с отделкой по краю из меха). Это означает, что невеста еще незамужняя девушка. После того как пара скреплена узами брака, супруга меняет головной убор на элечек (тканевой тюрбан). Стол накрывает сторона жениха. Правда, в период сватовства заботы по встрече гостей берет на себя семья невесты. Там же обговаривается величина калыма: раньше его давали яками, баранами, верблюдами. Сейчас вопрос выражается в денежном эквиваленте.

Все в обряде, начиная от костюмов и заканчивая выкупом, в стилистике XVIII века. В день бракосочетания по обычаю жених и невеста не видят друг друга в торжественных облачениях. После того как родственники молодой попрощаются с ней, она отправляется в семью мужа. Здесь при каждой встрече с родными супруга она должна кланяться им в ответ. Знак уважения позже могут отменить, однако есть семьи, где поклон укореняется на всю жизнь. Традиции в Кыргызстане сильны, ничего не скажешь.

bizyk@sb.by

Минск — Кырчын

ОТ «СГ»

Тем временем Кырчын живет своей жизнью: здесь проходят соревнования по охоте, козлодранию. Как выглядят этноспортивные соревнования кочевников вживую, читайте в следующем репортаже.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter