“За свой фильм я готова стать к барьеру”

“Соавтором” народной картины “Пушкин. Последняя дуэль” стал сам Александр Сергеевич XIII Минский международный кинофестиваль “Лiстапад-2006” торжественно открылся во Дворце Республики в субботу, 18 ноября. В нынешнем году за фестивальную неделю в кинотеатрах белорусской столицы в конкурсных и внеконкурсных показах будут представлены фильмы из 26 стран мира. Впервые в конкурсной программе “Лiстапада” участвуют кинематографисты Бельгии, Марокко, Швеции. Открытие кинофорума украсила своим присутствием блестящая плеяда белорусских и российских кинорежиссеров и звезд экрана: Владимир Гостюхин, Виктор Сухоруков, Станислав Говорухин, Анна Снаткина, Наталья Бондарчук, Светлана Дружинина, бессменный председатель “Лiстапада” Ростислав Янковский...

Специальный приз Президента Республики Беларусь “За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве” был вручен на торжественной церемонии открытия “Лiстапада-2006” народному артисту Беларуси Владимиру Гостюхину. Принимая награду из рук заместителя премьер-министра Республики Беларусь Александра Косинца, известный киноактер сказал, что “настоящий артист всегда должен работать на благо страны”, и признался белорусскому народу в любви.
Фильмом церемонии открытия фестиваля была выбрана внеконкурсная художественная картина режиссера, народной артистки России, лауреата специального приза Президента Республики Беларусь “За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве” Натальи Бондарчук “Пушкин. Последняя дуэль”. “Благодаря талантливой работе создателей фильма в сознании зрителей происходит превращение памятника в живого человека”, — сказал об этом кино народный артист Беларуси, художественный руководитель Национального академического драматического театра им. М.Горького Борис Луценко. После показа Наталья Сергеевна любезно согласилась дать интервью “Народной газете”.
 — Так получилось, что до официальной премьеры (она будет только в декабре) состоялся целый ряд закрытых просмотров фильма. И первый из них был в Калифорнии, куда нас пригласили на небольшой Пушкинский фестиваль. А одним из первых зрителей фильма “Пушкин. Последняя дуэль” стал Саша Пушкин, последний на Земле потомок Александра Сергеевича. После просмотра картины он сказал мне (живет он в Бельгии, но прекрасно говорит по-русски): “Я полностью разделяю вашу концепцию гибели Александра Сергеевича. Ваша трактовка этой истории совпадает с сохранившимися семейными преданиями”. Приступая к работе над картиной, мы с исполнителем роли Пушкина, Сергеем Безруковым, решили, что должны снять фильм так, словно в зрительном зале на премьере будет сидеть сам Александр Сергеевич. И хотя иногда меня как режиссера обвиняют в некоторых исторических неточностях, я готова подписаться под каждым словом, которое звучит с экрана. В частности, не все согласны с нашей трактовкой образа Натальи Гончаровой (ее блестяще сыграла Анна Снаткина), но сохранилось историческое свидетельство духовника супруги поэта: “Она чиста, как ангел, но до конца жизни будет себя обвинять”. За свой фильм я готова стать к барьеру. Тем более что нашим “соавтором” можно назвать самого Александра Сергеевича. Проделана большая исследовательская работа. Пушкин в нашем фильме говорит своими собственными словами: звучат фрагменты его писем, дневниковых записей, стихи.
— Снимать о “нашем всём” — очень ответственно...
— Меня подвела к этому фильму вся история моей жизни. В раннем детстве я испугалась и перестала говорить. Чтобы вывести меня из этого состояния, родители читали мне сказки Пушкина. И когда я заговорила вновь, моими первыми словами стали стихотворные пушкинские строки. Моей первой картиной 30 лет назад был “Медный всадник”. Величайшему нашему поэту посвящена и “Звезда пленительного счас-тья”. Сейчас я работаю над сериалом “Одна любовь души моей”, который снимается уже семь лет и посвящен любви Александра Сергеевича и Марии Волконской.
— Фильм “Пушкин. Последняя дуэль” — это начало цикла картин о великих русских литераторах?
— Это будет трилогия — Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Я уже приступила к съемкам второго фильма из этого цикла. Если о Лермонтове снимал Николай Бурляев (в этой картине я играла мать поэта), то фильма о Гоголе никогда не было. Между тем это самая таинственная фигура в отечественной литературе. Мой выбор не случаен: Пушкин, Лермонтов и Гоголь связаны эпохой, Золотым веком русской культуры, который породил целую когорту гениев.
— Правда ли, что массовка для съемок сцены похорон Пушкина не набиралась, люди работали совершенно бесплатно?
— У нас не было средств, чтобы заплатить массовке, и я через телевидение обратилась к петербуржцам: “Дорогие и любимые! Придите на мои съемки!” А было, между прочим, минус двадцать пять. У нас даже не было возможности одеть массовку в исторические костюмы, и в своем обращении я просто описала, как надо одеться. И пришли — собралось около тысячи человек. Пришли те, кому небезразлична память о Поэте, пришли по велению сердца. Мы не платили массовке, но мы раздали людям пригласительные на премьеру. И первыми, кто придет в зал кинотеатра “Аврора” в Санкт-Петербурге, будут те, кто поддержал нас. В конце нашего фильма очень длинные титры — хотелось поблагодарить всех, кто внес свою лепту в его создание. Фильм получился истинно народным, поддержанным народом.
— А правда ли, что смерть Пушкина снималась на том самом диване, на котором на самом деле умер поэт?
— Все интерьеры настоящие. Хранительница музея-квартиры Пушкина на Мойке Галина Седова согласилась на съемки в кабинете поэта. Сначала она прятала от нас музейные экспонаты, но потом увидела, как играет Сережа Безруков, и стала их приносить... Я считаю, что никто не смог бы сыграть эту роль лучше, чем Безруков.
— Ходят слухи о каком-то сверхъестественном вмешательстве: будто бы во время съемок в музее-квартире поэта на съемочной площадке появился дух Пушкина...
— Об этом лучше расспросить Аню Снаткину, это она испытала настоящий шок — увидела в зеркале в кабинете поэта какое-то призрачное лицо... А мы все почувствовали атмосферу того времени, когда вдруг неожиданно начали бить старинные настенные часы, которые “помнят” Пушкина: просто мороз пробежал по коже. А кроме того, съемки сцены гибели Пушкина совпали с реальной годовщиной этих событий, хотя мы этого совершенно не планировали...


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter