Театр «Территория мюзикла» под занавес сезона показал зрителям стендап-мюзикл «Карманный театр»

За словом в карман не полезут

Независимый театральный проект «Территория мюзикла» недавно выпустил премьеру стендап-мюзикла «Карманный театр». По воле режиссера и художественного руководителя театра Анастасии Гриненко монологи знаменитого французского литератора Жана Кокто объединены с композициями из популярных мюзиклов, а также с песнями Виктора Цоя и подаются в популярном сегодня формате стендап-комедии. В формате, который на постсоветском пространстве громко заявил о себе с появлением телевизионного шоу Comedy Club.
Фото Алексея Молчана


Стендаперы Павел Воля, Гарик Харламов, Александр Рева стали настоящими звездами шоу-бизнеса, снимаются в кино и записывают песни. Появились и стендаперы «нового призыва», очень популярно шоу Stand Up на телеканале ТНТ. Все больше и больше молодых людей, не обделенных чувством юмора, выходят сегодня к свободному юмористическому микрофону. Рассказывают о себе (или якобы о себе), о своих неудачах и страхах, порой не стесняясь в выражениях, прибегая к грубой лексике. В этом, видимо, принципиальное отличие стендапа от других юмористических выступлений. Душевный стриптиз с парой-тройкой ядреных словечек — непременное условие жанра. При всей концентрации эмоций можно оставаться самим собой и не думать о гриме и париках, выходить в одном и том же узнаваемом образе — собственно, стать узнаваемым стендапером-брендом со своей фишкой и есть конечная цель артистов этого жанра. Чтобы увидев издали подтяжки юмориста, зрительный зал уже неистовствовал.

«Комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные комедийные клубы. Выступающего называют стендап-комиком, комиком или стендапером» — такое определение жанра можно найти в интернете. Казалось бы, обращение напрямую разрушает воображаемую четвертую стену между актерами и зрителями, саму магию театра. Да, на первый взгляд, разрушает. Но привносит какое-то новое ощущение подлинности и свежести. Удивительным образом рождает на наших глазах новое действие — рискованное и жизнерадостное, в меру провокационное и бодрящее. Монологи Жана Кокто, известные театралам по давнишнему спектаклю Петра Штейна в театре Ленком, вдруг зазвучали с каким-то новым нервом. У Штейна получался неспешный салонный театр, монологи мужчин и женщин почти на одну и ту же тему душевного одиночества и поисков любви. (Посмотрите эту атмосферную запись в Ютубе, если ностальгируете по Ленкому конца 80-х годов прошлого века.) Квартет звездных актеров — Елена Шанина, Александр Збруев, Ирина Алферова и Александр Абдулов — примеряли на себя текст Жана Кокто, пытаясь органично вжиться в роли буржуа. Музыка постоянного композитора Феллини Нино Рота добавляла «Карманному театру» Штейна куртуазности… Монологи плавно перетекали один в другой, пенились и бурлили, не выходя за пределы темы человеческих взаимоотношений. В том «Карманном театре» чувствовалась малая пульсация потока, который вскоре захлестнет постсоветский театр, потока коммерческого и комедийного, уже лишенного печальных пауз и парадоксальных интонаций Кокто, зато точно бьющего по зрительскому кошельку.

Нынешний сложносочиненный спектакль иной — он пошел дальше предшественников, что логично, он стал резче, обозначил иные грани. Тему спектакля авторы обозначили как борьбу с ярлыками, которые навешивают на нас сама жизнь и наше окружение. Постановщиков явно вдохновила яркая цитата Жана Кокто: «Развивай то, что в тебе критикуют. Это и есть ты».

У каждого актера в программке есть свой ярлык. Например, Артем Пинчук обозначен как «лжец», а Эдуард Вайнилович — как «сексист». Исходя из этого ярлыка и читается монолог, исполняется концертный номер, но потом выясняется, что все совсем не так, как кажется на первый взгляд… У Анастасии Гриненко артисты и раньше не чурались театрального хулиганства, а здесь просто купаются в нем.

Премьера подразумевает еще и внушительную интерактивную составляющую: актеры то и дело обращаются в зал с тем или иным вопросом, пожеланием. Публика реагирует довольно живо и непредсказуемо. И вот уже все сложнее отличить, где персонаж-стендапер, а где сам актер как личность. Стендап предполагает юмор на грани фола или даже грубость, вульгаризмы. Этот элемент в «Карманном театре» тоже присутствует, за что авторы заранее просят прощения у особо чувствительной части публики перед спектаклем — все в той же программке.

Во втором действии спектакль выруливает к более общим темам: человеческое одиночество в большом городе, стремление к своим мечтам… Голос Кокто, автора, звучит более отчетливо. Эпатажа становится все меньше, возникает лирическая интонация… Интересно наблюдать за перевоплощениями Полины Добровольской и Ксении Хорошкевич, Дмитрия Якубовича, выступившего здесь по традиции и хореографом. «Карманный театр» у Анастасии Гриненко и ее команды получился бойким, почти поколенческим высказыванием. По большому счету всех героев спектакля, кроме душевных переживаний, объединяет еще и пушкинское «желание славы», жажда самореализации, стремление заявить о себе миру.

В этой связи нельзя не вспомнить фильм 1982 года американского режиссера Мартина Скорсезе «Король комедии», трагикомическую историю с элементами черного юмора о том, как никому не известный, но амбициозный неудачник Руперт Папкин мечтает стать популярным телевизионным комиком и прорваться в стендап. Для этого даже идет на похищение известного телеведущего. Одержимого Руперта очень смешно и убедительно сыграл непревзойденный мастер изображать различных чудаков Роберт Де Ниро. В нынешней премьере тоже вспоминается слово «кастинг» и весьма выразительно и иронично объясняется, благодаря чему на нем можно добиться успеха. Пять действующих лиц «Карманного театра» «Территории мюзикла» роднит желание бросить все на алтарь публичной профессии, заставить засмеяться зрителя любой ценой. Но каждый из них сталкивается и с оборотной стороной публичной актерской профессии — с эмоциональным опустошением…

Почти эстрадная манера актерской игры, рискованная лексика и хлесткие фразы, возможно, поначалу оттолкнут от спектакля консервативную часть публики, но после, мне кажется, даже она сменит гнев на милость. Все же нельзя не ощутить, что за нарочитой бравадой премьеры стоит не просто желание эпатировать любой ценой, а стремление поговорить об откровенном, о присутствующей фальши и стереотипах во взаимоотношениях публики и актеров, человека и социума. «Честный разговор о том, что у нас болит», — написано в программке, и эти слова подтверждаются в спектакле. Эта публицистичность вкупе с хитами из популярных мюзиклов «Девять», «Кордебалет», «Поющие под дождем» и многих других, как бы подтверждающих все высказывания персонажей, создают взрывной эффект. Раскрепощенный театр нового театрального поколения заслуживает того, чтобы к нему прислушались. Помимо голливудского жизнеутверждающего лоска и безбашенности рок-культуры, в нем есть большой психотерапевтический эффект — как для актеров, так и для зрителей. После этого опыта, думаю, публика выйдет из зала обновленной и посвежевшей.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter