За сколько сыграет «Зеленый скрипач»?

Не каждый день подлинники Сезанна, Шагала, Делакруа становятся лотами на аукционе
Не каждый день подлинники Сезанна, Шагала, Делакруа становятся лотами на аукционе

Скандал — великолепное средство оживить на первый взгляд слишком хрестоматийный ландшафт мира высокого искусства. И уж, конечно, не обойтись без скандала на аукционе изобразительного искусства, который просто по своей природе — всегда кульминация, ярмарка тщеславия. Тем более что понятие «запятнанная репутация» сейчас по большей части многим кажется анахронизмом из прошлого века. Умеренная доза эпатажа в умелых руках — это та «золотая пыльца», с которой любую чесночницу можно продать по цене скрипки Страдивари.

Новый аукцион антикварно–аукционного дома «PARAGIS», который состоится в воскресенье в Театре белорусской драматургии, все ждут с нетерпением. Еще бы, не каждый день полотна Шагала, Сезанна, Делакруа становятся лотами, то есть законными предметами купли–продажи. Прошлый аукцион дома, напомним, вылился в скандал, который все медиа пережевывали с удовольствием: проданную за 650 тысяч долларов картину Марка Шагала внучка художника Мерет Мейер Грабер объявила фальшивкой. Несмотря на то, что, по словам генерального директора дома Андрея Березина, несколько лет назад она сама пыталась купить эту картину у ее владельца за 20 тысяч долларов, но получила отказ. Представители аукционного дома по–прежнему стоят на своем: картина подлинная. Ее экспертизу провел не только частный эксперт покупателя перед покупкой — это общепринятая практика, если клиент, конечно, подходит к вопросу серьезно, но и авторитетный эксперт–шагаловед Арсений Сагальчик, советник директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Но для непосвященного обывателя ситуация напоминает анекдот: ложки–то мы, конечно, нашли, но осадок остался. Впрочем, известие о том, что на новом аукционе снова будут выставлены работы Марка Захаровича, а именно цветные литографии «Зеленый скрипач» и «Женщина–птица», знатоки тоже восприняли настороженно. Аукционный дом по–прежнему не нашел взаимопонимания с парижским комитетом Шагала, возглавляемым внучкой художника. Так что можно с уверенностью ожидать «продолжения банкета»...

— Андрей, внучка художника знает о том, что работы Шагала вновь выставляются на белорусском аукционе?

— Думаю, что да. По крайней мере, ее представители обязательно будут на нашем аукционе 25 сентября.

— На ваш взгляд, скандал пошел на пользу вашему аукционному дому?

— Что касается обвинений, то сегодня любой картине можно выставить претензии. То, что наша картина не получила экспертизу Третьяковской галереи, еще ничего не значит. Давать экспертизу картинам может не только Третьяковская галерея. Все необходимые документы, подтверждающие подлинность картины, у нас существуют. Г–жа Мерет Мейер Грабер придумала собственные правила игры, по которым должен играть весь мир. За эти десятилетия ею была создана целая дилерская сеть, которая «вымывала» картины Шагала из частных коллекций. В некотором смысле мы переломили эту ситуацию.

Но новый аукцион интересен не только работами Шагала. На нем будет представлен офорт Поля Сезанна «Портрет художника Армана Гийомена», написанный в 1873 году. Ориентировочная стоимость лота — 3.000 — 4.000 у.е. Также выставлены работа Эжена Делакруа «Лежащий тигр» (от 700 до 800 у.е.), два офорта Ивана Шишкина, работы которого на международных аукционах продаются от 1 миллиона долларов, четыре работы русского мастера живописи и графики Анатолия Зверева, две живописные картины известного белорусского живописца Николая Селещука.

Белорусские художники, кстати, настроены весьма оптимистично. Почему бы аукциону «PARAGIS» не повторить успех последних торгов лондонского «Кристи», на котором картина нашего соотечественника художника Валентина Губарева, например, получила высокую оценку экспертов и была продана почти за 2.800 долларов?.. Кроме Губарева, еще два участника «Кристи» — живописцы Виктор Тихонов и Григорий Нестеров — выставляют на «PARAGIS» свои работы. Разумеется, после успеха на лондонском аукционе цены на их работы возросли.

Рынок же тем временем неизбежно будет развиваться. Быть на нем монополистом дому «PARAGIS» осталось недолго. По мнению Андрея Березина, конкурент должен появиться уже в ближайшие два—три года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter