Мужду арендатором водоемов и местными жителями в Любанском районе случился конфликт

За шлагбаум не ходить?

В редакцию «Советской Белоруссии» пришло письмо из Любанского района. Автор пожелал остаться анонимом, попросил не называть его фамилию. Что ж... Тем не менее он затрагивает острую проблему — доступ местных жителей к водоемам, у которых появился хозяин. Взявший в аренду принадлежавшие в прошлом Министерству обороны запруды, директор частного предприятия лишил людей хорошего отдыха, спилил посаженные на дамбе деревья. Собственный корреспондент «СБ» по Минской области Е.Климович получила задание выехать на место, проверить факты.

Главному редактору
собкора по Минской области Климович Е.В.

Служебная записка

Я получила задание съездить в Любанский район по жалобе на арендатора бывшего военного вододрома. У читателя из Любани вызывает возмущение, что теперь туда доступ закрыт рыбакам, в то время как хозяин спокойно ставит сети для ловли рыбы. Далее в письме говорится: «Господину Сливцу в Любанском райисполкоме оформили аренду не вододрома, который включает в себя три водоема и три дамбы со шлюзами, благодаря которым и получились эти водоемы, а якобы Сливец взял в аренду участок канавы шириной метров пять под названием р. Нежаровка, сам построил дамбы, шлюзы и заполнил все водой. А ведь это все было построено за счет средств Белорусского военного округа в 60–х годах. Рядом находятся два населенных пункта: г.п. Уречье и д.Таль. Это было место отдыха для всех. Купаться больше негде. На рыбалку ехать некуда.

А ведь на этом месте выросло много поколений детей. И вот в один прекрасный день появляется «хозяин» и сообщает: «Платите деньги, теперь это все мое». Военные когда–то по обеим сторонам посадили на каждой дамбе деревья. Сливец спилил их все... Кроме того, новый хозяин построил гостиницу и баню. И это все в водоохранной зоне. По одной из дамб всегда население проезжало на другую сторону водоема в лес за ягодами, грибами. Теперь на дамбе стоит шлагбаум, и за проезд нужно заплатить — 20 тыс. руб. (по–старому). Купание платное. А разве может ребенок, у которого родители работают в колхозе за 200 рублей, оплатить это удовольствие каждый день? Вот если бы Сливец все эти водоемы построил сам, тогда честь ему и хвала. А прийти на все готовое, построенное государством, объявить себя «хозяином» и повесить на все расценки, так может каждый, имеющий деньги».


Первым делом решила узнать, что за угодья находятся в пользовании. В управлении сельского хозяйства и продовольствия мне показали договор, где указано, что частное предприятие «Сливец и К» на основании решения райсовета депутатов арендует до 2020 года 10 гектаров водной глади для организации рыбоводства и платной любительской рыбалки. Это, конечно, не «пять метров канавы» и не «безвозмездно». Мною было установлено, что, кроме водоемов, предприятию Виталия Сливца на 50 лет под инвестдоговор по организации придорожного сервиса облисполком выделил около двух гектаров прибрежной земли, куда вошли и дамбы. Там он создал базу отдыха и рыболовства, а также придорожного сервиса «Бобровая хатка» на реке Нежаровка. Именно такое название прочитала на сайте, рекламирующем услуги. Свидетельства о госрегистрации указывают, что сформированы и выделены три участка — под трансформаторную подстанцию и линию электропередачи, под первую очередь базы отдыха, включающую строительство пропускного пункта и установку малых архитектурных форм, под дома, баню и подъездную дорогу. Границы участков отражены на Геопортале — веб–сайте, на котором можно найти координаты всех геопространственных ресурсов Беларуси. Раньше жители жаловались в Комитет госконтроля, и его сотрудники проверили законность выделения земли и оформления аренды.

Недавно предприниматель обращался в райисполком по поводу перезаключения договора. Об этом меня проинформировала юрист райсельхозуправления Анна Чарная. Я записала ее информацию: «Значит, он думает работать и дальше. Наша обязанность контролировать выполнение условий аренды — подписант должен использовать объекты по целевому назначению, вовремя вносить плату, соблюдать водоохранное законодательство, поддерживать там порядок, зарыблять водоемы. Пока претензий к нему нет. В случае невыполнения обязательств мы можем расторгнуть договор, а если арендатор добросовестный, то при последующем перезаключении соглашения он имеет преимущественное право перед другими. Как видим, в интересах самого же предпринимателя соблюдать букву закона».


В сухие строчки документов, естественно, не укладываются человеческие взаимоотношения. После ухода военных вододром в трех километрах от деревни Таль оказался никому не нужным, постепенно превращаясь в захламленные камышовые джунгли. Но разумное решение местной власти найти озерам нового хозяина вызвало неоднозначную реакцию жителей военного городка в Уречье — бывших военнослужащих. На офицерском собрании, чтобы погасить накал страстей несогласных с передачей в частные руки государственных гидросооружений, предприниматель Виталий Сливец, который вызвался арендовать угодья, предложил компромисс: на пять лет один из прудов оставить для пользования местным жителям. Но с условием самостоятельного присмотра за территорией. И вот прошло с того схода почти семь лет, а, как говорит Сливец, никто там и простейшего сиденья не поставил. Возмущаться легко, а приложить руки обитатели бывшего военного городка не захотели.

Хотя стоит ли винить жителей Уречья, что не нашлось общественного организатора на обустройство водоема? По–моему, за это их все же нельзя гнать в три шеи. Ну привыкли местные там купаться, посидеть с удочкой. Для многих вододром, можно сказать, часть судьбы — и будни службы, и праздники, отмечаемые на природе вместе с семьей и друзьями. И даже часть истории. Ко всему это еще и местная достопримечательность...

Конфликты с предпринимателем то затихают, то вспыхивают вновь. Соцсети пестрят перепиской уречской молодежи с упоминанием «тенистых берегов вододрома». Когда–то сооруженный там дворовой ватагой шалаш сгорел, и молодые люди договаривались построить новый. Не успели — путь закрыт шлагбаумом. Не ходят на дамбу, по кратчайшей дороге в лес, и грибники, охотники. Встречалась с некоторыми, они вздыхают «зачем лишний раз нарываться на охранников?» Жизнь идет: кое–кто со скандалом прорывается, а многие уже привыкли и к платной рыбалке, и к платному пляжу.


Председатель Уречского сельсовета Ядвига Ерохина письму в редакцию удивилась и сказала мне: «В прошлом году вроде договорились с Виталием Александровичем, что местных охрана будет пропускать в лес. Летом жалоб в сельсовет не поступало. Да, раньше недовольные были».

Состоялась у меня встреча с начальником Любанской межрайонной инспекции по охране животного и растительного мира Владимиром Нестером. Он вспомнил, как контролер его тоже не пускала: мол, частная территория. Владимир Владимирович рассказал об этом случае. Я записала рассказ: «Какая частная территория?» — говорю ей. — Это народное достояние, которым государство на время разрешило пользоваться арендатору! За вырубку деревьев выносили Сливцу предписания. Мы его несколько раз наказывали. Объясняли, что использовать собак для охраны может только в ночное время, а днем должен привязывать, что обязан пропускать людей в лес, не имеет права ограничивать купание. И в последнее время вопросов не возникало. Что же касается организации платных услуг, вылов им самим рыбы, всеми разрешенными способами, предоставление для отдыха домиков, беседок, катамаранов — это его коммерческая деятельность, вмешиваться в которую мы не имеем права».

С Владимиром Нестером мы посетили базу отдыха «Бобровая хатка», что в десяти километрах от Любани. В момент нашего приезда стрела шлагбаума, перегораживающего лесной проселок, была поднята — дальше, на делянках, работали лесорубы. Под снежным покровом было сложно увидеть, насколько прибраны берега и полянки. Охранник Николай Черепок показал кабинку для переодевания, туалет на пляже, пристань катамаранов и лодок, рыбацкие мостики, несколько беседок и павильон, которые построил арендатор. К услугам отдыхающих — баня и два гостевых домика на 5 мест каждый. Поинтересовались мы, когда зарыблялись водоемы? Это важно, потому что платная рыбалка предполагает гарантированный улов. Мы расспросили Николая Черепка, есть ли свободный доступ в лес и к озерам? Охранник подтвердил, что весь сезон местные жители собирали грибы и ягоды, никто им не препятствовал, а вот за отдых на пляже брали согласно прейскуранту по рублю. Мальков амура и карпа по осени запускали в оба водоема. Мы ознакомились с прейскурантом.

На сайте базы отдыха и рыболовства я нашла разные отзывы приезжавших гостей — кто–то остался довольным, кого–то не устроили клев и трофеи, условия пребывания и цены. Встретилась я и с Виталием Сливцом. Он не стал отрицать, что берет деньги за отдых на пляже. Предприниматель дал следующие пояснения: «Я и сам на этих водоемах вырос. Позже на некоторое время уехал из родного города, а когда вернулся в девяностых, увидел, в каком запустении находятся красивейшие места. Стремление вернуть им прежний вид превысило коммерческий расчет. Я на тот момент уже занимался бизнесом и решил привести вододром в порядок. Подписал договор аренды водной глади. Когда встал вопрос о строительстве линии электропередачи, малых архитектурных форм, домиков и беседок, понадобилось оформить в аренду и землю. В облисполкоме узнал, что можно подписать инвестиционный договор и взять кредит. Чем и воспользовался. Инвестдоговор дал ряд преференций. Но объект убыточный, даже подумываю продать базу. В наведение порядка и строительство я вложил около 300 тысяч долларов. Деревья пришлось вырубить, потому что мешали установке электрических столбов и проезду. Имеются все документы на строительство в водоохранной зоне, заключение экологической экспертизы, без чего мне не сделали бы проектно–сметную документацию. Чтобы хоть в какой–то мере компенсировать расходы за вывоз мусора, электроэнергию, на зарыбление и зарплату контролеров, беру деньги за отдых на территории. Но не за проход в лес! Глупости пишут те, которых давит жаба и замучила зависть. Да, случается, комплекс снимают на сутки, двое и просят, чтобы не было посторонних, тогда запрещаем всякое хождение и проезд. Показываем людям договор, предлагаем проехать по другой дороге — всего в грибные места есть одиннадцать съездов с разных сторон, но кому–нибудь обязательно захочется поскандалить».

Господин Сливец при нашем разговоре настаивал, что на время аренды это частная территория и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Ну а если прикатят мальчишки на велосипедах, без копейки в кармане, как когда–то в детские годы приезжал он сам, неужели не пустит их бесплатно искупнуться или порыбачить, спросила я в завершение беседы. Виталий Сливец ответил: «Пущу, конечно, но перед тем дам по ведру и попрошу собрать шишки на пляже». Тоже необидно и даже разумно...

Выяснила я, что же по этому поводу гласит закон. Согласно п. 87 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», арендаторы рыболовных угодий обязаны не препятствовать свободному доступу граждан к рыболовным угодьям для осуществления их права общего природопользования. В правилах черным по белому написано: «Предусматриваются льготные условия на осуществление платного любительского рыболовства ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним лицам до 16 лет, а также гражданам, зарегистрированным по месту жительства в населенных пунктах, определяемых решениями областных исполнительных комитетов». Говоря не канцелярским, а обычным языком, каждый может прийти на озеро или реку без чьего–либо разрешения. У нас у всех общее право природопользования. Этим надо руководствоваться.

klimovich@sb.by

Фото автора.


P.S. Арендаторов часто принимают в штыки, но, по–моему, нет ничего предосудительного, когда на водоемах кто–то делает бизнес и одновременно зарыбляет, спасает от браконьеров, чистит, создает комфортные условия для отдыхающих. Во многих странах необходимость платить за отдых с удочкой, за удобства давно никого не смущает. Надо и нам избавляться от иждивенческих настроений и уважать частную собственность.

Другое дело, если арендованная территория недосмотрена, огорожена глухим забором, да еще с колючей проволокой и рвом (и такое случается), или на дороге стоит шлагбаум. А в озере или речке можно лишь червяка искупать, потому что хозяин, забрав себе улов, о возобновлении подводной фауны совсем не заботится. В последнее время местные власти реки в прямом смысле делят кусками между разными фирмами. Например, когда на Сож пришло несколько арендаторов, рыбы там не прибавилось и осталось очень мало мест для бесплатной рыбалки. На это часто и справедливо жалуются местные жители. У них вызывает справедливое возмущение, когда нельзя попасть и на пойменные луга. Недопустимо отнимать то, что дано природой, перекрывать путь к ее богатствам. Это очень важная социальная тема!

Советская Белоруссия № 7 (25142). Четверг, 12 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter