За семью печатями

Электронная система учета: вреда нет, а пользы много

Электронная система учета: вреда нет, а пользы много


Где вы родились, живете, сколько зарабатываете, диплом какого вуза получили, как зовут маму? Согласитесь, ответы на эти личные вопросы далеко не тайна для определенных государственных организаций. Кусочек конфиденциальной информации о каждом жителе страны есть в милиции, военкоматах, ЗАГСах, в поликлиниках, управлениях образования, социального страхования, в банках... Принятый на днях во втором чтении законопроект «О регистре населения» позволит все сведения о человеке объединить. Да так, чтобы, «кликнув мышкой» на компьютере, можно было узнать все: от факта рождения и успеваемости в школе до нынешнего уровня доходов, наличия машин да квартир в собственности...


Надо сказать, идея не нова. Уже более 60 стран мира перешли на электронную систему учета сведений о своих гражданах и убедились: вреда нет, а пользы много. Количество бумаг и затрат на их пересылку из одной организации в другую сокращается в разы. А меньше бумаг — меньше тех, кто их пишет. Исчезают проблемы с получением справок. Кредит можно оформить прямо в магазине, дав согласие на запрос конфиденциальных сведений. Проще бороться с преступностью и уклонением от налогов. Что, согласитесь, также немаловажно. Вопрос лишь в том, насколько надежно будут защищены наши базы данных от взлома, технических сбоев и (что говорить, бывает) халатности чиновников?


«Электронная система паспортных сведений в нашей стране начала создаваться в 1993 году, — успокаивает заместитель начальника департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Юрий Ленчевский. — И до сих пор не было зафиксировано ни одной попытки ее взлома. А технические сбои (они, конечно, неизбежны) удавалось устранить в течение часа или немногим более. На этот случай единый регистр будет иметь резервные копии информации.


Что касается злоупотреблений конфиденциальными сведениями (а именно это больше всего беспокоило депутатов), то доступ к базе данных законопроект ограничил. И ввел персональную ответственность сотрудников регистрирующей службы. Каждый запрос будет фиксироваться и подтверждаться личной электронной цифровой подписью специалиста».


Итак, когда ждать довольно революционных перемен? Уже через 3 года. Такой срок отводит закон для первого этапа перехода от бумажной к электронной системе учета основных персональных данных о гражданах страны и постоянно проживающих в Беларуси иностранцах. За это время к уже существующей в Министерстве внутренних дел электронной базе паспортных данных (идентификационный номер, фамилия, имя, отчество, место и дата рождения, фотопортрет, место жительства) «пристегнут» сведения ЗАГСов о родителях, детях, браках, разводах... К слову, сегодня это горы архивных бумаг, которые предстоит трансформировать в электронные документы. На закупку оборудования и программного обеспечения, по приблизительным подсчетам, уйдет около 45 миллиардов рублей.


Постепенно регистр будет расширяться дополнительными сведениями. Например, Фонд соцзащиты уточнит, где человек работает или работал и какую пенсию получает. Минюст сообщит, являлся ли обладатель данного идентификационного номера (кстати, его будут присваивать при рождении и на всю жизнь) учредителем акционерного общества, частного предприятия или индивидуальным предпринимателем. Министерство образования доложит, где учился и какой диплом хранит на полке. Минздрав дополнит регистр сведениями о группе крови и прижизненном несогласии человека на забор органов или тканей для трансплантации после смерти. Белгосстрах подсчитает ежемесячные страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний. Министерство по налогам и сборам предоставит свою базу плательщиков и должников. Кстати, Национального банка, где сегодня концентрируются кредитные истории граждан, в перечне пока нет.


Впрочем, это лишь дело времени. В законе оговорен обязательный минимум информации, который должны будут внести в регистр населения уполномоченные на то министерства и ведомства. Максимум открыт для обсуждения. По словам Юрия Ленчевского, было бы очень хорошо, если бы Минздрав, например, создал электронную историю болезни человека. При несчастных случаях и авариях такая информация бывает бесценна.


«Создание единого регистра населения, — отмечает Олег Слепченко, исполняющий обязанности начальника управления информации и общественных связей МВД, — важный шаг к появлению «электронного правительства». Анализ данных позволит оперативно принимать важные государственные решения: где и какой завод нужно построить, какие медикаменты закупить в первую очередь». Весь сформированный, так сказать, «базовый» регистр Министерство внутренних дел передаст специальной службе, положение о которой и структура будут разработаны через полгода.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter