За семью государственными печатями

Владимир Забавский - о некоторых принципах работы с информацией, содержащей государственные секреты

У каждого, даже самого  открытого и честного человека есть свои тайны, которыми не стоит делиться с окружающими. Скажем, секреты профессионального мастерства. Поэтому вполне естественно, что демократическое государство предполагает некоторый объем информации охранять от посторонних глаз. Прежде всего в целях национальной безопасности. О некоторых принципах работы с информацией, содержащей государственные секреты, при осуществлении международного сотрудничества рассказал начальник управления защиты государственных секретов Комитета государственной безопасности Республики Беларусь Владимир Забавский (на снимке). 

— Владимир Иванович, какая информация содержит сведения, которые являются государственными секретами? 

— В соответствии с законодательством Беларуси к государственным секретам относятся сведения, несанкционированное распространение которых может создать угрозу национальной безопасности страны либо конституционным правам и свободам граждан. Государством в отношении государственных секретов принимаются правовые, организационные, технические и иные меры, направленные на обеспечение их защиты. Граждане Беларуси могут ознакомиться или работать с данными сведениями при условии предоставления им в установленном порядке допуска и доступа к государственным секретам. 

— Получается, что госсекреты легальным образом не могут «уходить» за пределы территории нашей страны? 

— Учитывая законодательно закрепленные ограничения прав граждан Беларуси на доступ к государственным секретам, логично предположить о невозможности использования их в процессе международного сотрудничества. В то же время в целях обеспечения политических, экономических, международных и иных интересов Беларуси законодательством предусматриваются обстоятельства и условия, при которых государственные секреты могут передаваться иностранному государству, а также может быть предоставлен доступ к таким сведениям иностранному гражданину, лицу без гражданства или гражданину Беларуси, постоянно проживающему за границей. 

В соответствии с законодательством Беларуси международное сотрудничество с использованием государственных секретов может осуществляться при наличии вступившего в силу международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов. К настоящему времени Беларусь заключила ряд международных договоров, позволяющих осуществлять сотрудничество в различных сферах деятельности с использованием государственных секретов. Зачастую в процессе реализации обязательств, вытекающих из международных договоров, возникает необходимость использования сведений, составляющих государственные секреты, однако в этих соглашениях не определяются обязательства сторон по взаимной защите переданной, полученной, а также образовавшейся в процессе сотрудничества секретной информации. Отсутствие в международных договорах указанных положений не позволяет отнести их к международным договорам о совместном использовании и защите государственных секретов. 

Подготовка проектов международных договоров о совместном использовании и защите государственных секретов отнесена к компетенции Комитета государственной безопасности Республики Беларусь как уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов. В то же время инициатором заключения международных договоров выступают государственные органы и организации, заинтересованные в международном сотрудничестве с использованием государственных секретов в той или иной сфере деятельности. Информация о необходимости осуществления международного сотрудничества с использованием государственных секретов направляется в Совет Министров Республики Беларусь в целях принятия решения о подготовке проекта международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов с соответствующим иностранным государством. Уровень соглашения (межгосударственное, межправительственное) зависит от категорий государственных секретов, которые планируется совместно использовать в рамках международного сотрудничества. Законодательством Беларуси ведение переговоров и подписание международных договоров о совместном использовании и защите государственных секретов отнесено к компетенции Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь. 

— На каких же условиях могут передаваться государственные секреты в рамках международных соглашений? 

— После заключения международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов организации Республики Беларусь и иностранного государства могут осуществлять международное сотрудничество с использованием государственных секретов при условии определения их как уполномоченных органов, наделенных в соответствии с законодательствами сторон правом передавать, получать, хранить, использовать, защищать секретную информацию. 

В международных договорах о совместном использовании и защите государственных секретов, как правило, определяется возможность предоставления доступа к госсекретам представителям уполномоченных органов государств-сторон. В соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 389 «О порядке доступа к государственным секретам иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей» физическим лицам — представителям иностранных государств (международных организаций) доступ к государственным секретам предоставляется на основании международных договоров Республики Беларусь, предусматривающих сотрудничество с использованием государственных секретов, организациями Республики Беларусь, ответственными за реализацию соответствующих международных договоров, по согласованию с Комитетом государственной безопасности. При этом доступ предоставляется только к тем сведениям, в отношении которых в установленном порядке принято решение об их передаче другим государствам. 

Ситуацию предоставления доступа к государственным секретам иностранному гражданину — представителю уполномоченного органа следует отличать от предоставления доступа иностранному гражданину государства, с которым Республикой Беларусь не заключен международный договор о совместном использовании и защите государственных секретов. В соответствии с Указом № 389 доступ иностранному гражданину, лицу без гражданства или гражданину Беларуси, постоянно проживающему за границей, предоставляется в исключительных случаях в связи с необходимостью использования в интересах Республики Беларусь их профессиональных навыков, квалификации при выполнении работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты. Правовым основанием предоставления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, является решение Президента Республики Беларусь, а к сведениям, составляющим служебную тайну, — решение государственного органа — владельца этих сведений. 

— Кто же в таких случаях несет ответственность за сохранность информации, составляющей государственные секреты? 

— На основании принятого решения руководитель организации, заинтересованной в привлечении физического лица к секретным работам, устанавливает порядок выполнения работ и заключает с лицом договор (контракт) на их выполнение. В нем предусматривается возможность его досрочного расторжения по решению руководителя организации при невыполнении физическим лицом требований законодательства Республики Беларусь о государственных секретах. Условием заключения данного договора (контракта) является согласие физического лица на частичные временные ограничения его прав и принятие им на себя в связи с этим определенных обязательств перед Республикой Беларусь. 

Руководитель организации несет ответственность за обоснованность привлечения физического лица к выполнению работ и создание условий, при которых такой гражданин будет иметь доступ только к тем государственным секретам, в отношении которых было принято решение о доступе, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения работ. 

Таким образом, наличие международного договора о совместном использовании и защите государственных секретов позволяет организациям Республики Беларусь и соответствующего иностранного государства осуществлять сотрудничество с использованием государственных секретов. В то же время использование государственных секретов в процессе международного сотрудничества должно быть обосновано интересами Беларуси в осуществлении сотрудничества с тем или иным иностранным государством с учетом тяжести последствий, которые могут наступить в результате несанкционированного распространения государственных секретов. Процесс передачи гостайн иностранному государству, предоставления доступа к государственным секретам иностранным гражданам, лицам без гражданства или гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за границей, должен осуществляться строго в соответствии с законодательством Республики Беларусь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter