Сегодня ткём рушники в Понеманье и наносим орнамент железом по дереву в древнем селе Унцукуль в Дагестане

За рубахой едем в Лиду

ЦЕЛЫЙ десяток старинных способов местного ткачества восстановили в Лидском районном центре культуры и народного творчества. Все они столетиями использовались в быту жителями Понеманья — характерного культурными особенностями региона, охватывающего берега одной из крупнейших рек Беларуси и Литвы — Немана. Рушники, покрывала, скатерти, рубахи и прочие предметы домашнего обихода — художественная отделка этих изделий отличается сдержанной скромностью, в то время как качество самой льняной или хлопчатобумажной ткани–основы исключительное. На вид — не отличить от фабричной, но зачастую в носке намного комфортнее и долговечнее. Кое–что из этого уже можно приобрести в упомянутом центре культуры и народного творчества. Обойдется, правда, недешево, в разы дороже, чем китайская подделка под народные мотивы. Поэтому главные покупатели — любительские и профессиональные этноансамбли, энтузиасты возрождения белорусских народных традиций, иностранные туристы.

Эти ткацкие технологии, которыми в совершенстве овладел Евгений Маркевич, столетиями культивировались жителями Беларуси, жившими на берегах Немана
фото белта

— Ручная работа сегодня и не может стоить дешево, — со знанием дела говорит руководитель ремесел Лидского центра культуры и народного творчества Елена Щелина. — Ведь на каждое изделие уходит день, а то и два работы, плюс материалы. Но мы рассчитываем, что брюки–портки, рубахи–косоворотки, пояса, украшенные национальным белорусским орнаментом, в которых совмещаются современные модные тенденции и традиционные понеманские технологии ткачества и художественные особенности, будут востребованы, особенно у молодежи. Стремимся сделать так, чтобы парни и девушки носили такие изделия с удовольствием и гордились художественным наследием предков.

Доктор Лидской центральной районной больницы Евгений Маркевич — один из таких энтузиастов, хранителей и продолжателей традиционного ткацкого искусства местных бабушек и прабабушек. Заинтересовался их секретами лет 15 назад, когда, будучи 12–летним мальчишкой, попробовал оживить бабушкин ткацкий станок, до того три десятка лет стоявший без движения. Соседские хлопцы восприняли это его «девчачье» пристрастье вполне серьезно, приносили сохранившийся в семьях старинный ткацкий инструмент, пересказывали, как им пользоваться. С тех пор Евгений в совершенстве освоил старинное ремесло. Изготовленные им рушники, покрывала придают особый колорит его городской квартире, немало своих изделий он подарил друзьям, местным церквам и костелам. Но не менее важно, что возвращенными из небытия ткацкими традициями и методиками молодой человек намерен щедро делиться со сверстниками. Для этого он устраивается сейчас мастером по совместительству в Лидский районный центр культуры и народного творчества, хотя работа врачом по–прежнему будет для него основной.

Благодаря таким энтузиастам в этом центре за несколько лет воплощен в жизнь проект «От прошлого к современному». С применением старинных технологий и художественных традиций Понеманья созданы две новаторские коллекции одежды. Одна это воссозданные образцы традиционного костюма конца XIX — начала XX века. Вторая — современная одежда с использованием национальных белорусских мотивов. За это подвижничество коллектив Лидского центра удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Но сделанное, считает Елена Щелина, — только начало:

— Ткацкое оборудование, которое сейчас воссоздается по старинным образцам, будет хоть и традиционным, но мобильным. А мы станем центром популяризации народного ткачества. Будем с нашей мастерской ездить по местным населенным пунктам и обучать ручному изготовлению одежды и других изделий.

BIBIKOV@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter