За пять лет фермерский экспорт вырос в разы

Коллега, посетив Комаровку, удивлялся: украинский молодой картофель в мае стоил дешевле белорусского. Что тут скажешь? Рыночные пути неисповедимы. Берут — значит, и цена будет держаться. Фермеры, прибирающие второй хлеб в общественном секторе к своим рукам, скорее завезут урожай туда, где выгодней продать, — в Россию. За пять лет экспорт картофеля, выращенного в КФХ, вырос более чем в 10 раз.

Фото  pixabay.com

Фермерские хозяйства становятся серьезными игроками на внешнем рынке. В прошлом году они отправили продукции за рубеж на 66,9 миллиона долларов (в 2014-м — на 55,5 миллиона). Экспортировано 127,7 тысячи тонн картофеля (собрано 448,5 тысячи тонн), 5,3 тысячи тонн капусты (на 20,6 процента больше), 2,2 тысячи тонн репчатого лука и чеснока (в 12,3 раза больше), 15,9 тысячи тонн яблок и груш (в 3,6 раза). Притом что в пользовании крестьянских хозяйств находилось 213,9 тысячи гектаров сельскохозяйственных угодий, из них пахотных — 150,7 тысячи гектаров.

Вся малина, клюква, голубика, вывозимая в Россию, фермерская. Часто фермеры конкурируют между собой, ставя себе же подножку при формировании цены. Несколько лет назад манила прибылью малина, и все бросились сажать сладкую в разных смыслах ягоду. Когда цены на нее упали, все переключились на голубику. Ягода дорогая, но, как ни странно, в разгар пандемии ее потребление буквально взлетело, хотя доходы покупателей снизились. Торговые точки и супермаркеты в европейских странах быстро отреагировали на ситуацию и увеличили формат упаковок до полукилограммовых. В рознице появилась голубика даже по 700 граммов. В этом сезоне, видимо, неплохо заработают на любимой зожниками витаминной продукции и белорусские фермеры — некоторые из них имеют свыше 100 гектаров посадок. 

Продажи свежих фруктов во всем мире на фоне ситуации с COVID-19 выросли на 30 процентов. Витамины нынче в цене.

Белорусские фермеры методом проб и ошибок научились конкурировать на внешнем рынке, понимают, что выгодней реализовывать продукцию с добавленной стоимостью. Для некоторых мечта о собственной переработке стала явью. Как у группы компаний «Сула», основанной фермером Владимиром Радевичем с другими учредителями. Кластер будет поставлять на экспорт картофельные хлопья — продукцию построенного по новейшим технологиям перерабатывающего предприятия. При поиске рынков сбыта сотрудники ООО «Сула Плюс» столкнулись с одной преградой. В перечень обязательных документов, требуемых для ввоза продукции в некоторые европейские и азиатские страны, входит сертификат здоровья (Health Certificate), который должен выдаваться государственными органами страны-экспортера с указанием, что заявленная продукция пригодна в пищу. Пока в Беларуси отсутствует процедура по его выдаче. В этой ситуации частники торят дорогу тем, кто пойдет по их пути: ООО «Сула Плюс» обратилось с вопросом о получении сертификата здоровья в государственные органы, где проблема была услышана. Внедрение механизма такой сертификации с их легкой руки позволит увеличить экспортный потенциал других белорусских компаний.

Да, фермеры иногда любят поплакаться: мол, яблоки, клубнику, помидоры никто не берет. Заметим, по тем ценам, которые выгодны им. Однако проблемы с продажами далеко не у всех. У тех, кто имеет постоянные договоренности, стабильных покупателей, в основном в России, на экспортном пути горит зеленый свет. На качественную продукцию есть спрос и в других странах, признаются фермеры. Работа под конкретного покупателя, то есть под заказ по предварительной договоренности, сопряжена, конечно, с некоторыми рисками. Договорился с кем-то на поставку — а цена вдруг выросла, есть возможность кому-то другому продать дороже. Тут уж приходится выбирать: либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter