Источник: Знамя юности
Знамя юности

Уроки труда в школе: зачем старшеклассникам шесть часов в неделю проводить в мастерских?

За профессией – в мастерскую

Разговоры о том, что школьные уроки труда недостаточно эффективны, идут уже давно. В начале года Президент вновь обратил внимание на эту проблему, высказавшись, что зачастую выпускник не знает, какой стороной забить гвоздь, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото. Как изменилась ситуация за последнее время? Чему учат детей в мастерских? Ответы на эти и другие вопросы искали корреспонденты «Знаменки».

Рисунок Анатолия Щеголева
 
Сколотить табуретку, скроить юбку, испечь шарлотку, высадить рассаду – этому на уроках труда учили меня и моих одноклассников. Но, откровенного говоря, трудовое обучение полноценным уроком мы не считали и оценки чаще получали не за качество выполненной работы, а за старание: принес три лейки воды в теплицу – получил девятку, сшил фартук – лови восьмерку, и неважно, что на нем нет ни одной ровной строчки.

То, насколько интересно и эффективно проходят уроки, зависит, во-первых, от преподавателя, а во-вторых, от материально-технической базы учебного заведения, уверен учитель трудового обучения с 25-летним стажем жлобинской средней школы № 13 имени В. Гузова Дмитрий Довнар:

– К сожалению, Программа развития общего среднего образования, по которой кабинеты физики и биологии по всей стране были полностью оснащены, не затронула наши мастерские. С конца 1990-х годов они централизованно не обновлялись: все, что ремонтируется и закупается, – дело рук самих школ. Вот, например, нам с ребятами нужно научиться чинить смеситель. Тот кран, который приносит завхоз, совершенно не похож на тот, что нарисован в учебнике, поэтому приходится вмес­то практической работы включать ребятам YouTube. А вот учебно-методическая база хорошая – ничего сказать не могу.

В этом учебном году пришли новые комплекты учебных пособий по трудовому обучению для восьмых и девятых классов, до этого – для пятых, шестых и седьмых. Они написаны молодым коллективом авторов с современным видением материала. Дмитрий Довнар рад, что в пособиях много не только нового, но и хорошо забытого старого материала:

– Наконец вернулся раздел по ремонтным работам в быту: пятиклассникам, например, объясняем, что делать, если расшатался табурет, шестиклассникам – как починить лопату или грабли. С ребятами постарше разбираем устройство сантехнического оборудования.

Год назад было введено и еще одно новшество – шесть уроков труда в неделю для десяти- и одиннадцатиклассников. Правда, это касается только базовых классов. Тот, кто успешно пройдет обучение и сдаст экзамен, на выходе вместе с аттестатом получит свидетельство о присвоении рабочей специальности. Выбор профессий огромный: от повара до сварщика. В одних случаях обучение проходит на базе школ, в других – в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и дополнительного образования.

Один день в  неделю в кобринской школе полностью посвящен труду
 
Уроки трудового обучения нередко ориентируют старшеклассников на продолжение образования в профессиональных лицеях. Ученик 10-го класса минской школы № 204 Дмитрий Занкевич твердо решил связать свою жизнь с кулинарией, поэтому на трудах осваивает профессию повара:

– Эти уроки для меня очень полезны. На данный момент мы изучаем теорию, а в третьей четверти пойдем на практику. Надеюсь после 11-го класса получить свидетельство о присвоении профессии и поступить в Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии, чтобы продолжать обучение.

Шкатулка, журнальный столик и даже вольер для собаки – все это сделал своими руками одиннад­цатиклассник кобринской средней школы № 2 Александр Татарицкий. Его мама Инна не может нарадоваться урокам труда, на которых сына учат чертить, пилить, строгать, обращаться с инструментом:

– Это прекрасно, что один день в неделю полностью посвящен труду. Учителя Юлия Аверкович и Николай Василюк стали для детей не просто педагогами, а друзьями. По четвергам после шести уроков в мастерской сын приходит домой не уставший, а, наоборот, полный энергии и идей. Он даже говорит, что хотел бы заниматься трудовым обу­чением два дня в неделю.

Инна Татарицкая видит огромную пользу в занятиях:

– Сына не только учат трудиться, но и прививают усидчивость, любовь к порядку и чистоте. Последний год он сам делает уборку по субботам в детской: меня с пылесосом и шваброй даже не впускает. Мне кажется, было бы полезно проводить хотя бы несколько совместных уроков для мальчиков и девочек, ведь умение пришить пуговицу и сварить суп нужно не только барышням.

ЧЕМУ ВАС НАУЧИЛИ НА ТРУДАХ?

Дмитрий Клявко, папа в декрете, Новополоцк:


– Очень многому. Во-первых, занятия помогли развить такие качества, как внимание и усидчивость. Я могу часами во­зиться с бруском дерева, пока не превращу его в изящный сувенир. Во-вторых, умение сделать практически любой ремонт в доме. Нужно повесить полку? Пожалуйста. Собрать шкаф? Запросто. И хотя по профессии я учитель музыки, со столярным делом не расстаюсь. Возможно, в будущем зарегистрируюсь в качестве ремесленника.

Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству, Клецк:


–  Готовить и шить. И если с первым у меня проблем не было, то второе отбивало всю охоту ходить в школу. К слову, многострадальная прихватка у меня так и не получилась. Дети, которые приходят на занятия в мою творческую мастерскую «Чердачок», рассказывают, что они тоже корпят над плотной варежкой для кухни. Времена меняются, а программа трудов, похоже, остается прежней. Хочется, чтобы на этих уроках было побольше творчества.

Ольга Гуркова, мастер производственного обучения, Минск:


– Самое главное – шить. Впервые за швейную машину я села в седьмом классе. Учитель Валентина Сатежинская так интересно и доступно все объясняла, что я буквально влюбилась в шитье. Благодаря ей в свое время победила в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Belarus, стала лучшей в СНГ и первой в Европе. Лайфхаками, которые применяла Валентина Михайловна, пользуюсь и в своей педагогической деятельности, а если чего-то не знаю, всегда обращаюсь к ней за советом.

odubrovsk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter