Сколотить табуретку, скроить юбку, испечь шарлотку, высадить рассаду – этому на уроках труда учили меня и моих одноклассников. Но, откровенного говоря, трудовое обучение полноценным уроком мы не считали и оценки чаще получали не за качество выполненной работы, а за старание: принес три лейки воды в теплицу – получил девятку, сшил фартук – лови восьмерку, и неважно, что на нем нет ни одной ровной строчки.
То, насколько интересно и эффективно проходят уроки, зависит, во-первых, от преподавателя, а во-вторых, от материально-технической базы учебного заведения, уверен учитель трудового обучения с 25-летним стажем жлобинской средней школы № 13 имени В. Гузова Дмитрий Довнар:
– К сожалению, Программа развития общего среднего образования, по которой кабинеты физики и биологии по всей стране были полностью оснащены, не затронула наши мастерские. С конца 1990-х годов они централизованно не обновлялись: все, что ремонтируется и закупается, – дело рук самих школ. Вот, например, нам с ребятами нужно научиться чинить смеситель. Тот кран, который приносит завхоз, совершенно не похож на тот, что нарисован в учебнике, поэтому приходится вместо практической работы включать ребятам YouTube. А вот учебно-методическая база хорошая – ничего сказать не могу.
В этом учебном году пришли новые комплекты учебных пособий по трудовому обучению для восьмых и девятых классов, до этого – для пятых, шестых и седьмых. Они написаны молодым коллективом авторов с современным видением материала. Дмитрий Довнар рад, что в пособиях много не только нового, но и хорошо забытого старого материала:
– Наконец вернулся раздел по ремонтным работам в быту: пятиклассникам, например, объясняем, что делать, если расшатался табурет, шестиклассникам – как починить лопату или грабли. С ребятами постарше разбираем устройство сантехнического оборудования.
Год назад было введено и еще одно новшество – шесть уроков труда в неделю для десяти- и одиннадцатиклассников. Правда, это касается только базовых классов. Тот, кто успешно пройдет обучение и сдаст экзамен, на выходе вместе с аттестатом получит свидетельство о присвоении рабочей специальности. Выбор профессий огромный: от повара до сварщика. В одних случаях обучение проходит на базе школ, в других – в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и дополнительного образования.
Один день в неделю в кобринской школе полностью посвящен труду
Уроки трудового обучения нередко ориентируют старшеклассников на продолжение образования в профессиональных лицеях. Ученик 10-го класса минской школы № 204 Дмитрий Занкевич твердо решил связать свою жизнь с кулинарией, поэтому на трудах осваивает профессию повара:
– Эти уроки для меня очень полезны. На данный момент мы изучаем теорию, а в третьей четверти пойдем на практику. Надеюсь после 11-го класса получить свидетельство о присвоении профессии и поступить в Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии, чтобы продолжать обучение.
Шкатулка, журнальный столик и даже вольер для собаки – все это сделал своими руками одиннадцатиклассник кобринской средней школы № 2 Александр Татарицкий. Его мама Инна не может нарадоваться урокам труда, на которых сына учат чертить, пилить, строгать, обращаться с инструментом:
– Это прекрасно, что один день в неделю полностью посвящен труду. Учителя Юлия Аверкович и Николай Василюк стали для детей не просто педагогами, а друзьями. По четвергам после шести уроков в мастерской сын приходит домой не уставший, а, наоборот, полный энергии и идей. Он даже говорит, что хотел бы заниматься трудовым обучением два дня в неделю.
Инна Татарицкая видит огромную пользу в занятиях:
– Сына не только учат трудиться, но и прививают усидчивость, любовь к порядку и чистоте. Последний год он сам делает уборку по субботам в детской: меня с пылесосом и шваброй даже не впускает. Мне кажется, было бы полезно проводить хотя бы несколько совместных уроков для мальчиков и девочек, ведь умение пришить пуговицу и сварить суп нужно не только барышням.
ЧЕМУ ВАС НАУЧИЛИ НА ТРУДАХ?
ЧЕМУ ВАС НАУЧИЛИ НА ТРУДАХ?
Дмитрий Клявко, папа в декрете, Новополоцк:
– Очень многому. Во-первых, занятия помогли развить такие качества, как внимание и усидчивость. Я могу часами возиться с бруском дерева, пока не превращу его в изящный сувенир. Во-вторых, умение сделать практически любой ремонт в доме. Нужно повесить полку? Пожалуйста. Собрать шкаф? Запросто. И хотя по профессии я учитель музыки, со столярным делом не расстаюсь. Возможно, в будущем зарегистрируюсь в качестве ремесленника.
Ольга Пилецкая, методист по народному творчеству, Клецк:
– Готовить и шить. И если с первым у меня проблем не было, то второе отбивало всю охоту ходить в школу. К слову, многострадальная прихватка у меня так и не получилась. Дети, которые приходят на занятия в мою творческую мастерскую «Чердачок», рассказывают, что они тоже корпят над плотной варежкой для кухни. Времена меняются, а программа трудов, похоже, остается прежней. Хочется, чтобы на этих уроках было побольше творчества.
Ольга Гуркова, мастер производственного обучения, Минск:
– Самое главное – шить. Впервые за швейную машину я села в седьмом классе. Учитель Валентина Сатежинская так интересно и доступно все объясняла, что я буквально влюбилась в шитье. Благодаря ей в свое время победила в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Belarus, стала лучшей в СНГ и первой в Европе. Лайфхаками, которые применяла Валентина Михайловна, пользуюсь и в своей педагогической деятельности, а если чего-то не знаю, всегда обращаюсь к ней за советом.
odubrovsk@sb.by