За прилавком становится тише

Борьба с мигрантами опустошила рынки В России всегда так: все начинается со здравой идеи вроде широкого внедрения кукурузы в сельском хозяйстве. Но вот чем заканчиваются подобные инициативы, мы все также хорошо знаем: местные чиновники начинают сеять кукурузу даже за Полярным кругом! Не зря говорят – услужливый дурак хуже врага.

После событий в карельской Кондопоге, вместо того чтобы навести порядок на рынках, убрать оттуда криминальные структуры и умерить аппетиты чиновных хапуг, курирующих торговлю на тех же торговых рядах, исполнители пошли по самому простому и «безбашенному» пути. Решили немедленно выгнать с рынков всех приезжих.
В результате с 1 апреля иностранным гражданам, работающим в России, запретили торговать на российских рынках, даже если у них имеется разрешение на работу на территории РФ. Исключение составляют магазины и крытые торговые центры. Там приезжим пока дозволяется работать продавцами, но при этом нельзя продавать алкогольную продукцию и медицинские товары. Иностранным гражданам также можно владеть торговой точкой (арендовать прилавок) и работать грузчиками, уборщиками на рынках. Но нет никакого сомнения, что если общероссийская кампания по зачистке рынков будет продолжена, то гастарбайтеры долго и в грузчиках не протянут.
Между тем санкции за нарушение новых правил торговли крайне жесткие: с работодателя – 800 тысяч рублей за каждого иностранца за прилавком и лично с уличенного гастарбайтера – штраф до 5 тысяч. Помимо  денежных штрафов Федеральная миграционная служба (ФМС) РФ может вообще закрыть рынок на 3 месяца и выдворить (по решению суда) иностранца из России, запретив ему въезд в страну на 5 лет.
Принцип проведения подобных кампаний один: тащить и не пущать! При этом непременно надо успеть отчитаться о своих достижениях к какой-либо круглой дате: к 1 апреля или к 9 мая. Что будет потом, какими окажутся последствия очередной «борьбы», ретивых чиновников совершенно не беспокоит. Последствия же подобных мероприятий потом много лет расхлебывает вся страна.
Сегодняшняя кампания по «зачистке рынков от иностранцев» вполне может «выйти боком». По данным Минэкономразвития (МЭРТ) РФ, на сегодня в России действуют 5,8 тысячи рынков, на которых россияне покупают: до 50% всей овощной продукции, до 40% мяса и птицы, до 60% швейных, трикотажных и меховых изделий и 55% всей обуви.
Если рынки опустеют, в товарообороте возникнет большая брешь. Только за 2006 год коренное население России сократилось более чем на 500 тысяч, а всего с момента распада СССР Российская Федерация потеряла 5,5 миллиона человек! После изгнания гастарбайтеров на российских рынках работать будет просто некому. Это подтверждает и текущая статистика по торговым точкам: до последнего времени на российских рынках работали не менее 1,2 миллиона торговцев, большая часть которых –  иностранные граждане.
Куда все эти гастарбайтеры денутся после апрельского запрета на торговлю? Чем будут зарабатывать на жизнь для себя и своих близких? Неужели разработчики новых правил торговли всерьез думают, что сразу после введения запрета на торговлю сотни тысяч иностранцев вдруг в одночасье покинут Россию и вернутся к себе на родину?
Многие из них работают в РФ не один год, давно обустроились на местах, женились на русских, а их дети зачастую вообще имеют российское гражданство. И что же теперь будет с ними? Они что, тоже должны все бросать и уезжать из России вслед за главой семейства в совершенно чужую для них страну? Но, судя по всему, разработчиков новых правил торговли это не интересует.
Между тем, несмотря на все драконовские меры по изгнанию иностранцев с рынков, предпринятые ФМС РФ с 1 апреля, гастарбайтеры из России упорно никуда не уезжают, мало того – их число постоянно растет.
Это подтверждает и статистика Роспотребнадзора РФ, по федеральным округам страны. Например, в Москве 42% общего числа торговцев на рынках составляют приезжие, а на рынках Центрального федерального округа число иностранных продавцов никак не менее 61%.  Всего, по данным ФМС РФ, только с начала 2007 года из 500 тысяч иностранных граждан, получивших разрешение на проживание в России, лишь 200 тысяч  получили разрешение на работу.
И если в результате очередной чиновной кампании всем этим людям запретят трудиться за рыночным прилавком, а других рабочих мест в России не так много (строительство да сельское хозяйство), то большинство изгнанных с рынков гастарбайтеров уйдут в нелегалы и криминал.
В регионах и крупных мегаполисах резко возрастет уровень преступности среди приезжих, и вместо одной Кондопоги мы получим сотню горячих точек внутри страны.

Мигранты – в минус, цены – вверх
Согласно оценкам специалистов Минэкономразвития и торговли и Минрегионразвития РФ, удаление законных и незаконных иммигрантов с российских оптовых рынков приведет в большинстве регионов к удорожанию продаваемой там продукции.
В России до 80-85% всех продовольственных и смежных товаров проходят в розничную торговлю минимум через 10 торгово-посреднических структур. Поэтому конечная розничная цена продуктов – даже на дешевых оптовых рынках – оказывается минимум в полтора раза больше оптовой или отгрузочной. А в «магазинной» торговле – как минимум вдвое больше.
И если незаконным иммигрантам можно платить «символическую» зарплату, а законным – ненамного больше, то граждан России, нанимаемых в торговую сферу, впредь надо обеспечивать не фиктивными, а легитимными  трудовыми соглашениями, гарантированной зарплатой и соцпакетом. Что и является в нынешней ситуации главным фактором, стимулирующим рост цен.
Так, на оптовых рынках 20 субъектов Российской Федерации цены на большинство товаров уже повысились в среднем на 15%.
Например, в Ростовской области в связи с введением квот на привлечение в торговлю иностранных работников на рынках освободилось около трех тысяч торговых мест, из них на сегодня остаются вакантными две тысячи. А цены на основные продукты с середины января выросли на 20%.
По мнению президента ассоциации рынков Ростовской области Юрия Муковоза, это связано «со вступлением в силу постановления правительства РФ, согласно которому с 1 апреля иностранные работники не должны работать в розничной торговле. Сильнее всего подорожали на Дону местные рыба, овощи и фрукты, хотя они производятся у нас, что называется, в изобилии».
На начало апреля 2007 года в Ростовской области было зарегистрировано 223 оптовых рынка, на которых оборудовано до 75 тысяч торговых мест. Из них почти 180 рынков и 55 тысяч торговых мест принадлежало структурам, предпочитающим, по очевидным причинам, нанимать иммигрантов, особенно нелегальных, в качестве продавцов.
Согласно прогнозам специалистов обладминистрации и ассоциации рынков Ростовской области, число местных  рынков и торговых мест там наверняка сократится соответственно на 30-40 и 50%. Цены же на большинство «рыночных» товаров будут, скорее всего, расти. Что, в свою очередь, выгодно «магазинной» торговле, которая получит стимул для повышения своих цен.  
Схожие тенденции – еще в 40 субъектах Федерации, в том числе на многих оптовых рынках Подмосковья.
Как считает эксперт российского продовольственного рынка доктор экономических наук Валентин Киреев, «в нынешней России подавляющее большинство товаропроизводителей отделены от потребителей торгово-посредническим бизнесом. А ему, естественно, выгодны задешево нанимаемые иммигранты...».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter