Леха Валенсу обвиняют в сотрудничестве со спецслужбами. Почему так происходит?

За пригоршню злотых


Бывший президент Польши Лех Валенса полон решимости побороться за свою репутацию и оспорить подлинность документов, доказывающих его сотрудничество со спецслужбами в коммунистическое время. Следует напомнить, год назад сотрудники Института национальной памяти обнаружили в доме бывшего генерала Службы безопасности документы, подтверждающие согласие Леха Валенсы о сотрудничестве. Пан Лех проходит в них как агент Болек и якобы получал вознаграждения за доносы от спецслужбы Польской Народной Республики. Тема продолжилась. На днях в Польше были обнародованы доказательства связи первого посткоммунистического президента страны Леха Валенсы со спецслужбами. Они наносят мощный удар по Валенсе, которого все меньше воспринимают в стране как «объединяющий фактор».

Фото euromag.ru
По словам председателя комиссии Института по расследованию преступлений против польского народа прокурора Анджея Позорского, мнение экспертов является однозначным. Вывод судебных экспертов свидетельствует о том, что за три года работы на спецслужбы Валенса получил за свою деятельность 11,7 тысячи злотых, это около 600 долларов по тогдашнему курсу. Всего им было написано около 40 доносов, однако часть из них не подписана самим Валенсой, на некоторых стоит надпись «Болек», проставленная сотрудниками спецслужб. Это имя считается агентурным псевдонимом пана Валенсы. По одной из версий, такое имя спецслужбы присвоили экс-президенту, так как имя его отца было Болеслав. По другой — в честь популярного в Польше и СССР мульт­фильма «Лелек и Болек».

Надо сказать, что Институт национальной памяти — организация довольно занятная. Ей поручено проводить люстрацию, то есть чистить ряды современного польского руководства от служителей «коммунистического режима», а заодно периодически напоминать о себе такими вот скандалами. Пикантность ситуации заключается в том, что Лех Валенса — рабочий из Гданьска и лидер антикоммунистического движения «Солидарность» — долгое время считался моральным авторитетом и фигурой неприкосновенной. Но, видимо, пришло и его время. 

Впрочем, дело вряд ли только в особенностях биографии отставного президента. Скорее всего, речь идет об очередном витке борьбы за власть и влияние на польское общество, где всегда были сильны антикоммунистические настроения. Не секрет, что правящая — ультраконсервативная партия «Право и справедливость» стремится сосредоточить в своих руках максимальное количество властных полномочий. Это вызывает серьезные волнения внутри польского истеблишмента.

В политической борьбе, как известно, хороши все средства, и история с «агентом Болеком» как нельзя кстати может быть использована против тех соратников Валенсы, которые до сих пор остаются во власти или претендуют на нее. К слову, почти весь истеблишмент современной Польши как раз и вышел из рядов «Солидарности», а сам процесс транзита власти ее от коммунистов выглядел как тщательно продуманный взаимовыгодный договор, а не революция. Про это как-то не принято вспоминать, но знаменитый «круглый стол» как раз и был механизмом этогого транзита.

Это значит, что в реальности найти политика, не запятнанного сотрудничеством с прежним режимом, в Польше очень сложно, и компромат на того или иного деятеля появляется весьма вовремя — в момент очередного обострения внутриполитической борьбы. Видимо, давние оппоненты Леха Валенсы решили свести счеты с ним и с его единомышленниками. Естественно, для того чтобы предстать перед изумленной и негодующей публикой в качестве самых честных и принципиальных борцов за правду.

Пан Валенса сдаваться не собирается и намерен проводить дополнительные экспертизы подлинности обнародованных документов. Он утверждает, что все это фальсификация. То есть интрига продолжится, время затянется, а там, может быть, и удастся договориться с инициаторами этого скандала, ведь что-то наверняка найдется и на них.

В целом же стоит задуматься о том, что так называемая люстрация и «институты национальной памяти», столь популярные в Восточной Европе, на поверку оказываются всего лишь удобными политическими инструментами. Для начала надо придумать себе врага, желательно в прошлом и уже поверженного, и увлеченно с ним сражаться. К сожалению, именно в это превращается стремление узнать истрическую правду в восточноевропейских странах, где фантомные боли прошлого мешают заниматься настоящим и будущим.

dziermant@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter