Василиса Марзалюк завершила карьеру, но осталась в спорте

За пределами ковра

Многократный призер чемпионатов мира и Европы, двукратная победительница Европейских игр в борьбе Василиса Марзалюк долгие годы была одной из самых ярких представительниц нашей национальной команды по женской борьбе. Несмотря на десятки наград, завоеванных на крупнейших международных соревнованиях, она так и не смогла взойти на олимпийский пьедестал. На своих дебютных Играх в Лондоне стала пятой. Такую же позицию заняла спустя четыре года в Рио. Перед Олимпиадой в Токио спортсменка несколько удивила тем, что стала совмещать подготовку к главному старту четырехлетия с тренерской работой, но сразу пояснила: после своих третьих Игр намерена поставить точку в карьере. Решения Василиса не изменила. Несмотря на то что с Олимпиады в Токио прошло уже немало времени, ее по-прежнему часто можно встретить в борцовском зале, но крайне редко — на ковре. Теперь она занимает должность старшего тренера по развитию вида спорта. В интервью нашему корреспонденту Василиса рассказала, над чем работает и какие цели ставит перед собой теперь.

В первой схватке на Олимпийских играх в Токио Василиса Марзалюк уступила будущей чемпионке немке Алине Роттер-Фокен.
Фото НОК

— О том, что Игры в Токио станут окончанием вашей спортивной карьеры, вы сказали больше чем за год до Олимпиады. Учитывая, что решение было обдуманным и взвешенным, легким ли получился уход с ковра?

— Мыслей задержаться в спорте у меня так и не возникло за все это время.
Многие и сейчас говорят: «Подожди, пройдет еще немного, и снова захочешь на ковер». Но нет: желания вернуться не появилось.
Иногда даже кажется, что уже не помню, чем занималась раньше. Да, периодически хожу со своими спортсменками на тренировки, иногда даже могу на ковер с ними выйти. Но, когда первый раз с момента окончания карьеры встала с девочкой в пару и в схватке вырвала себе ноготь, подумала: «Не судьба, Василиса, ты приняла правильное решение». Не знаю, можно ли сказать, что мне уход из спорта дался легко. После поражения на Олимпийских играх съездила на отдых и поняла, что скучаю по команде. Наверное, мне моя нынешняя работа подходит. Остаюсь в сборной, стараюсь сделать для нее что-то хорошее, совершенствовать работу спортсменов, развивать вид спорта.

— Помню, говоря об Олим­пиаде в Токио, вы отмечали, что успешное выступление станет возможностью красиво уйти. Ждали лучшего результата?

— Я очень серьезно готовилась. Но год, на который из-за пандемии перенесли Олимпиаду, очень сильно повлиял на меня. Начались проблемы со здоровьем. Один врач даже сомневался, давать ли допуск, уговорить его удалось только тем, что это мои последние соревнования. Я тянула тренировки, пахала, как делала это все прошлые годы. Но, наверное, в Токио уже было не мое время. Я настраивалась на соревнования, и было видно, что хорошо подготовилась к ним. Обеим соперницам — и Алине Роттер-Фокен, ставшей олимпийской чемпионкой, и Чжоу Цянь, завоевавшей бронзу, — проиграла совсем чуть-чуть. Видно, не судьба. На самом деле было очень много нюансов: сказался и COVID-19, и отсутствие спарринг-партнеров (я тренировалась с парнями). На Олимпиаде не делала приемов — возможно, это была проблема психологического характера. Сначала очень сильно расстроилась, но потом смирилась. Наступило облегчение, потому что карьеру завершила. Я выжала из себя все соки. Почти каждый год завоевывала медали на чемпионатах мира и Европы… Мне не в чем себя упрекнуть, не к чему придраться.

— Что сейчас входит в ваши обязанности в новой должности?

— Занимаюсь многими вещами: начиная от организации соревнований и заканчивая тем, что слежу, кто из спортсменов в какие училища поступает. Вместе с коллегами — двумя начальниками команды и двумя тренерами-администраторами — решаем все вопросы, связанные с выездами борцов на соревнования, приказами и так далее. Работа, с одной стороны, сложная для спортсмена, потому что в ней много документации, разного рода отчетности. Но с другой — вдохновляет то, что в нашем виде спорта много идейных людей. Они очень любят спорт, поэтому заряженные, мотивированные. Некоторые даже моложе, чем я. Чувствую, что нахожусь на своем месте. Недовольна в нынешней ситуации только тем, что происходит в спорте. Еще не успела освоиться в старой системе, а уже нужно создавать новую — календари соревнований и так далее (улыбается). Однако все это интересно. Как спортсмен я всегда ставлю перед собой новые цели, к которым хочется идти и которых хочется добиваться. 

— Наверняка и график у вас изменился. По сравнению со строгим спортивным режимом, зачастую предполагающим ранние подъемы, появилось ли больше свободного времени? Удается ли поспать подольше?

— А вот тут все как раз наоборот. В то время, пока я выступала, была возможность хотя бы днем поспать! Теперь — нет. Рабочий день начинается в 8:30, поэтому встаю максимум в 6:40. После основной работы еду в училище олимпийского резерва на тренировки с детьми. Хотя по графику я должна проводить их два раза в неделю, выезжаю чаще. Домой возвращаюсь около восьми вечера. Установила в телефоне напоминание о времени, когда нужно готовиться ко сну, — в 22:40 уже должна быть в кровати. А в 6:00—6:30 снова зазвенит будильник. Так что режим остается. Сначала привыкнуть было сложно, но уже вошла в ритм. 

— Сейчас борьбу в нашей стране стараются сделать еще более зрелищной и популярной. Для этого меняют форматы проведения соревнований, добавляют динамики. Что лично вам хочется добавить в борьбу?

— Много чего, ведь мы все еще далеко от идеала. Со стороны организаторов видны все недочеты при проведении любых соревнований. Например, недавно проходил фестиваль борьбы. Столкнулись с тем, что во время подготовки не хватало людей. Мне пришлось вместе с ребятами разгружать, а потом и загружать фуру. Что еще оставалось делать? Надо было также уложить ковры, проконтролировать все вопросы с финансами. Хочется, чтобы все было еще лучше — хороших призов для спортсменов, более классной атмо­сферы на соревнованиях. Идей много, но делиться пока не буду. Мы видим, как проводят соревнования в других странах. Понятно, что сравнивать себя, например, с Москвой сложно. Что уж говорить про Соединенные Штаты Америки, где борьба очень популярна даже в студенческом и школьном спорте. Потому и результаты у американцев высокие. Но у нас они тоже очень хорошие. Для небольшой страны завоевать на Олимпийских играх две медали в женской борьбе и еще одну в мужской вольной — это классный результат и итог огромной работы. Надеюсь, что и при моем участии в развитии борьбы нам удастся вырастить не только призеров, но и олимпийских чемпионов. За мою карьеру именно победителей Игр у нас не было, поэтому я готова делать все, что должна, и даже больше, чтобы они появились.

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter