За покупками и хорошим настроением — в «Солнечный»

Как магазин кооперации стал домом, где согреваются сердца

В деревне Боровляны Минского района магазин потребкооперации стал не просто торговым объектом, а домом, где согреваются сердца

Герой популярного детского мультфильма, помнится, утверждал, что как яхту назовешь, так она и поплывет. Магазин, конечно, не яхта, но удачно подобранное название нередко во многом определяет успех. История умалчивает, кому в Минском райпо пришла в голову идея дать продовольственному магазину в деревне Боровляны название «Солнечный». Тогда, возможно, и не подозревали, что в дальнейшем именно оно станет его своеобразной визитной карточкой. Сегодня сюда идут не только за покупками, но и хорошим настроением. От одного названия на душе становится теплее и солнечнее в хмурые ноябрьские деньки поздней осени. А уж коллектив магазина во главе с Еленой Могильницкой постарался сделать все, чтобы хорошее настроение не покинуло больше вас.

Деревня Боровляны вместе с поселком Лесным образуют практически единый крупный населенный пункт и являются пригородом белорусской столицы. Причем это направление очень популярно у любителей загородной недвижимости со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поговаривали даже, что вскоре территория войдет в черту Минска, но пока что по-прежнему сохраняет статус сельской местности, который, естественно, распространяется и на все расположенные на ней объекты, учреждения и организации. В этом смысле магазин «Солнечный» тоже не составляет исключения. К тому же в отличие от поселка Лесного, где наряду с кооперативными много коммерческих торговых предприятий, наиболее значимый и пока что вне конкуренции. Поэтому, признаюсь, импонирует, что здесь не заняли выжидательную позицию, а предпочитают действовать на опережение. В августе этого года «Солнечный», используя современную терминологию, был модернизирован и еще более ярко засверкал всеми красками радуги.

— И до обновления наш магазин был в райпо на хорошем счету, — рассказывает Елена Могильницкая. — Но при всей тогдашней привлекательности и, в общем-то, неплохих показателях не идет ни в какое сравнение с нынешним внешним обликом и внутренним наполнением.

Елена Ивановна скромно умалчивает, что по-настоящему успешным «Солнечный» стал под ее руководством. Случилось это семь лет назад, и с тех пор всегда был одним из самых успешных в Минском райпо. Если не вдаваться глубоко в технологию организации торгового процесса, то главная причина столь эффективной работы кроется, пожалуй, в том, что коллективу удалось сделать магазин, если можно так выразиться, домашним для покупателей. Как сказал один из его постоянных посетителей, это действительно солнечный дом, в котором согреваются сердца. Внешний и внутренний антураж при этом, безусловно, играет большую роль. Но еще большее значение имеет, думается, умение продавцов создать в «Солнечном» атмосферу доброжелательности, душевного комфорта, взаимопонимания. Верно подмечено: как ты к людям, так и люди к тебе.

До реконструкции это был типичный небольшой магазинчик с торговой площадью 50 квадратных метров. Однако, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Благодаря грамотной постановке торгового дела среднемесячная нагрузка на продавца составляла порядка 165 миллионов рублей. Правление Белкоопсоюза, замечу, в то время ориентировало работников прилавка на цифру в 80 миллионов рублей. Почувствуйте, как говорится, разницу. Вместе с завмагом в «Солнечном» трудились шесть продавцов. Приятно отметить, что проблема кадров как таковая здесь никогда не стояла. Если и уходили, то только по уважительной причине, например, в связи с декретным отпуском или на повышение. Стабильность — залог успеха, а если брать во внимание еще и высокую профессиональную подготовку продавцов, становится понятным происхождение столь впечатляющих результатов.

После модернизации в «Солнечном» стало на двух продавцов больше. Коллектив — сугубо женский и, что немаловажно, молодежный. Даже завмаг, несмотря на двадцатилетний стаж работы в потребкооперации, ненамного старше многих своих подчиненных. Возможно, поддерживать себя в хорошей физической форме удается благодаря регулярным занятиям спортом. Елена Ивановна — неоднократный победитель в многоборье комплекса «Здоровье» ежегодной областной спартакиады работников потребкооперации. В составе сборной команды Минского облпотребсоюза нынче принимала участие в финале республиканской отраслевой спартакиады.

Под стать руководителю и остальные продавцы. В частности, Елена Хильман — член сборной команды по волейболу Минского райпо. Ольга Можейко завоевала приз зрительских симпатий на районном конкурсе красоты среди работников потребкооперации. Кстати, без отрыва от производства она учится на заочном отделении в Белорусском торгово-экономическом университете потребительской кооперации, и у нее просматриваются неплохие перспективы для карьерного роста. Старательных, активных работников в райпо замечают и привечают. Бывшая коллега девушек Инна Илюкович, например, возглавила магазин № 4 в деревне Лесковка, а Инна Соловьева — магазин № 5 в Боровлянах.

— У всех продавцов в «Солнечном» высший шестой профессиональный разряд, — говорит председатель профсоюзной организации Минского райпо Светлана Жуковская. — Высокая квалификация работников, ответственное отношение к порученному делу, активная жизненная позиция позволяют уверенно наращивать объемы торговой деятельности, в прямой зависимости от чего находится их заработная плата. Кстати, по этому показателю они тоже одни из первых в райпо.

Светлана Болеславовна не случайно акцентировала внимание именно на этом моменте. Ведь принцип «От каждого по способностям, каждому по труду» еще никто не отменял. И хотя, объективности ради, это, пожалуй, наиболее острый вопрос, но от добра, как известно, добра не ищут. К тому же девушки знают, что есть кому защищать их социально-экономические интересы. Заведующая магазином Елена Могильницкая — член профкома Минского райпо и Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников потребительской кооперации.

Мне доводилось и прежде бывать в «Солнечном». Тем более приятно отметить те разительные перемены, которые произошли в магазине после обновления. Идея модернизации, надо сказать, принадлежала председателю правления райпо Олегу Войтенкову. Исходил из того, что Боровляны активно застраиваются, словно грибы растут многоэтажные дома, и они уже мало чем напоминают деревню в традиционном смысле слова. «Солнечному» стало тесно в прежних стенах, и, не откладывая дело в долгий ящик, Олег Васильевич принял решение о реконструкции магазина. На все про все понадобилось немного времени. Ремонтные работы с заменой торгового и холодильного оборудования были проведены в августе этого года, причем без закрытия торгового объекта. Дело в том, что реконструкция затронула в основном складские помещения, за счет которых торговая площадь увеличилась в два раза. Исходили из того, что в магазине в основном реализуются продукты питания, которые не залеживаются на прилавках, а значит, отпадала надобность и в больших складских помещениях. Кроме того, такая организация торгового процесса стимулировала продавцов увеличивать товарооборачиваемость, которая сейчас составляет в среднем тринадцать дней. Замечу, что это гораздо выше установленного норматива.

По словам Елены Могильницкой, после модернизации значительно расширился внутригрупповой ассортимент, появился отдел промтоваров. Ну и самое главное — стоимость разовой покупки стала, как минимум, в два раза больше. Теперь покупатель может спокойно подойти и выбрать приглянувшийся товар, оглядеться вокруг, получить необходимую консультацию от продавца, ознакомиться с проводимыми акциями. И вот результат: несмотря на большее количество продавцов, нагрузка на каждого из них заметно возросла и в октябре, например, составила 192 миллиона рублей. А среднемесячный товарооборот достиг 1 миллиарда 350 миллионов рублей. Замечу, что это самая высокая нагрузка в Минском райпо.

Приближаются Рождество и Новый год. В магазине, как и везде, активно готовятся к праздникам. Ведь декабрь — время больших продаж. Уверен, что все у девчат получится и покупатели не разочаруются. Но если за товар все-таки придется раскошелиться, то солнечное настроение каждому из них в «Солнечном» подарят совершенно бесплатно.

На снимке: председатель профсоюзной организации Минского райпо Светлана ЖУКОВСКАЯ (слева) и заведующая магазином «Солнечный» Елена МОГИЛЬНИЦКАЯ: «Кто ищет, тот находит!»

Фото: Александр РУДНИЦКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter