За отношения нужно платить

Как  можно  измерить  эффективность  PR-технологий в  формировании  имиджа  компании

Как  можно  измерить  эффективность  PR-технологий в  формировании  имиджа  компании 

Несмотря на то что PR в последнее время набирает обороты, зачем он, собственно, нужен, четкое представление имеют далеко не все. Так, по словам генерального директора украинской компании стратегических коммуникаций «Publicity Creating» Валерия Курейко, 90 % опрошенных украинских топ-менеджеров, имеющих  в своей компании PR-службу, признались, что «без понятия, зачем она нужна». Думаю, ситуация в Беларуси не отличалась бы радикально. А все потому, что, говоря об оценке эффективности PR-мероприятий, далеко не все представляют свои конечные ожидания. 

Прошедшая ежегодная профессиональная конференция «PR-чтения-2008» акцентировала внимание  именно на вопросах эффективности технологий PR в системе привлечения бизнес-инвестиций.  И если сомнений в том, что благодаря PR компании реально найти инвесторов, нет, то в плане оценки эффективности возникают проблемы. В одной фирме  PR-специалист работает в отделе маркетинга, в другой компании основной показатель работы службы — количество публикаций в прессе. При этом отсутствует четкое представление (как руководства, так и самого «пиарщика») о конечных целях и о возможных маркетинговых результатах, достижимых с помощью PR. Валерий Курейко, например, относит к ним увеличение количества дилеров и партнеров, аргументацию цены, закрепление позиции лидера, увеличение известности бренда, формирование и укрепление лояльности к компании и т.д. Таким образом, держа эти показатели в уме, любой руководитель может  потребовать у PR-менеджера отчитаться за потраченный бюджет по каждому пункту. На практике же «пиарщикам» нередко приходится заниматься только тем, что просматривать прессу и подсчитывать количество упоминаний о своей организации. 

Консультант литовского PR-агентства «Коммуникация и консультанты» Андрюс Каспарявичус к вопросу об эффективности подошел с весьма романтической точки зрения: «Как показывает практика, самое лучшее измерение эффективности — существование отношений между компанией и клиентом. А если улучшается имидж организации и появляются новые контакты, тогда никто о результатах не спрашивает. Эффективность — это не цифры, а отношения». 

Что касается белорусских PR-специалистов, то в зависимости от места работы и требования к ним разные. А соответственно, и разный  критерий оценки всего отдела или службы. Например, для службы распространения одной из массовых газет важно увеличение тиража после конкретной акции. Именно он показывает, насколько эффективен PR и стоит ли вкладывать в него деньги и дальше. Для PR-менеджера столичного футбольного клуба самая главная задача — прогноз эффективности планов (пессимистический и оптимистический), а также увеличение числа зрителей на трибуне. Причем последнее — главный показатель работы. 

Украинский специалист Валерий Курейко рассказал о недавнем клиенте, который высказал желание вложить в пиар своей организации  $ 250 тысяч.  Возможно, не совсем четко представляя для чего нужен PR, участники рынка готовы платить именно за отношения. Ведь они, по мнению многих, являются главным показателем успеха. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter