За околицей

Книжный навигатор

Алесь Карлюкевiч, Бранiслаў Зубкоўскi. Блонь. Краязнаўчы нарыс. Мiнск, выдавец Змiцер Колас, 2007.


«Деревневедение», «вясковазнаўства» — предмет пока что малопопулярный... Хотя невозможно переоценить его значение для воспитания патриотов, для сохранения исторической памяти народа. В этом жанре в белорусской литературе известна книга ученого Николая Улащика о его деревне Вицковщина. Алесь Карлюкевич и Бронислав Зубковский написали книгу о деревне Блонь. Место это действительно необыкновенное, отдельные краеведческие статьи о нем появлялись в прессе, но столь объемный труд вышел впервые. В Блони жили помещики Бонч–Осмоловские, революционеры, сотрудничавшие с «Народной волей». Блонь называли революционной Меккой. Тут находили приют многие видные борцы за справедливость. Гостил русский писатель Евгений Чириков, который здесь познакомился с Адамом Богдановичем, отцом поэта. Приезжал и Леопольд Сулержицкий, близкий друг Льва Толстого и режиссер театра Станиславского... В книге есть главы, рассказывающие о знаменитых земляках, об истории местного храма, школы, колхоза... Широко цитируются воспоминания известных людей, таких как Анатолий Бонч–Осмоловский или Стефания Станюта. Хорошо, что сами авторы не считают свой труд законченным — они призывают всех, у кого есть чем дополнить историю Блони, связаться с ними. А пока что можем поздравить жителей Блони.


Йохан Хёйзинга. Homo ludens. Человек играющий. Санкт–Петербург, Издательский дом «Азбука–классика», 2007.


«Что наша жизнь? Игра–а–а!» — выводит Герман в опере «Пиковая дама».


Голландский философ Йохан Хёйзинга доказывает то же самое, только языком философии. Его трактат «Человек играющий» был написан в 1938 году, во время, когда мир находился на грани чудовищной катастрофы — Второй мировой войны. В книге это время отразилось во всей полноте... Философ был страстным антифашистом, он выступал против тоталитаризма в любом виде. Предвидел и наше время. Он описывает эпоху «пуэрилизма», то бишь эпоху, идеалом которой стал подросток (образовательный бум, увлечение спортом, стремление уподобиться подростку внешне, любовь к зрелищам и спорту и т.д.). Игру Хёйзинга видит во всем: в политике, науке, поэзии, в правосудии. Но эта игра не имеет ничего общего с массовой культурой... В ней присутствует честность, соблюдаются правила. Это — серьезно... Игровое содержание культуры, по мнению Хёйзинга, «не должно состоять в оболванивании или в отступничестве от норм, предписываемых разумом, человечностью или верой. Подлинная игра исключает всякую пропаганду... В наши дни пропаганда, которая хочет проникнуть в каждый участок жизни, действует средствами, рассчитанными на истерические реакции масс, и поэтому — даже там, где она принимает игровые формы, — не в состоянии выступать как современное выражение духа игры, но всего лишь — фальсификация». Книгу Хёйзинга без преувеличения можно назвать культовой, она по–прежнему актуальна, к тому же в отличие от большинства философских трактатов легко читается. Масса любопытных фактов из мировой мифологии и истории, в том числе и из жизни советской России, неожиданные сопоставления, тонкие размышления... В общем, интеллектуал обойти вниманием этот текст просто не имеет права.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter