«За него говорила музыка»: Деятели искусства скорбят о смерти композитора Олега Залётнева

Он ушел неожиданно, быстро, трагично. 

— На мой взгляд, очень рано, — со слезами на глазах говорит председатель Белорусского союза композиторов Елена Атрашкевич. — Он был в том возрасте, когда композитор может еще многое сделать и написать, но коварная болезнь оборвала эти планы на взлете.

Он родился 8 июля 1947 года в городском посёлке Сухобезводное Нижегородской области и почти всю жизнь прожил в Минске. Здесь он учился в 3-й музыкальной школе и в музучилище, здесь в 1974 году окончил консерваторию по классу Петра Петровича Подковырова, а в 1984 году — ассистентуру-стажировку у Евгения Александровича Глебова. Здесь он начал свой трудовой путь — сперва педагогом. Здесь его родные и друзья, совсем еще недавно ликовавшие по случаю его 73-летия.

— Уважаемый, Олег Борисович! Поздравляю Вас с некруглой датой в надежде, что у Вас еще все впереди! — писала в те дни музыковед Вера Гудей-Каштальян. 

Не сбылось.

— Вечная память! Счастьем было общаться, — горюет Роман Цыркин, главный режиссёр Мозырского драматического театра имени Ивана Мележа. — Сделали вместе два спектакля «Трыбунал» А. Макаенка и «Саня, Ваня, с ними Римас». Сейчас работали над спектаклем «Людзi на балоце» по Мележу. Невосполнимая потеря! 

Олег Залётнев был человеком не только музыки, но и театра. Недаром же, помимо Союза композиторов, он был членом Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. На его счету более 100 спектаклей в драматических театрах, в том числе мюзиклов для взрослых и детей. Он одним из первых в Беларуси освоил этот новый, сложный и капризный жанр. Театралы со стажем, наверное, помнят, сколько шуму наделали его «Валенсіянскія вар’яты» по Лопе де Вега, поставленные в 1983 году в Купаловском театре режиссёром Борисом Второвым. И это было только начало…

— С ним было легко и приятно работать, — вспоминает профессор кафедры режиссуры Белорусской академии искусств Григорий Боровик. — Он мгновенно угадывал суть режиссерского предложения. Его музыка в спектаклях была легкой и доходчивой. Эмоционально воздействовала не только на зрителя, но и на актеров-исполнителей ролей. 

В 1986-1987 годах Боровик и Залётнев вместе закладывали основы Государственного молодежного театра Беларуси. Боровик в качестве основателя, директора и главного режиссёра, Залётнев в качестве заведующего музыкальной частью. 

Немалую роль сыграл Олег Залётнев в становлении Государственного театра музыкальной комедии (ныне Белорусский государственный музыкальный театр), где он с 1979 по 1983 год заведовал литературной (!!!) частью. Это были годы, когда на опереточной сцене заблистали такие разные и по-своему революционные спектакли, как «Нестерка» Суруса, «Моя прекрасная леди» Лоу, «Пенелопа» Журбина, Горе от ума Фельзера, «Барышня и хулиган» Шостаковича.


Вы спросите, отчего в этом списке нет партитур Залётнева?

Очевидно, потому что внутреннее, глубинное чувство порядочности не позволяло ему пользоваться служебным положением для собственной раскрутки

— Говоря о нем, всегда вспоминаешь интеллигентного, удивительно скромного, ненавязчивого в своей сущности композитора, который не выпячивал собственное «я». За него говорила его музыка — талантливая, полетная, яркая, одухотворенная, востребованная и публикой, и исполнителями, — рассказывает Елена Атрашкевич. — Он нигде и никогда не афишировал свою огромную занятость и необходимость. Везде нужен, везде по делу, везде состоявшийся и сложившийся музыкант.

Причем работал он во всех жанрах, не разделяя музыку на «высокую» и «низкую», а наоборот, стремясь воссоединить ее различные ветви. Написал балет «Круговерть», который в 1996 году был поставлен Национальным академическим театром балета. Это была дебютная постановка хореографа и танцовщика Владимира Иванова. Создал несколько музыкальных драм, а также оперу «М.К. Огинский. Неизвестный портрет», которая с большим успехом была воплощена в Молодеченском молодежном народном музыкальном театре. Он много, плодотворно и ярко работал в «серьезных» филармонических жанрах. В его творческом портфеле есть и месса, и православная литургия.

Особая глава в его жизни и творчестве — это филармония и радио. На протяжении долгих лет он был директором и художественным руководителем Филармонии для детей и юношества, возглавлял Бюро по работе с талантливой творческой молодежью Белгосфилармонии и музыкальную часть театр «Зніч». Сочинял музыкальные сказки для филармонических утренников и интереснейшую музыку для моноспектаклей. Был специальным корреспондентом и заместителем директора канала «Культура» Белорусского радио. Долгое время вёл авторскую фондовую передачу «У рояля автор», где его собеседниками были белорусские композиторы, а также в прямом эфире «Диалоги о культуре». Он даже пробовал себя на ниве звукорежиссуры и в любом деле проявил себя как талантливый профессионал. 

Не представляю, как он всё это успевал, и как осиротеют люди, трудившиеся с ним в одной связке. Но как бы тяжело ни было горе, лучший памятник композитору — продолжать исполнять его музыку и, как он, отдавать себя целиком родной Беларуси.

juliaandr@gmail.com

Фото из социальных сетей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter