За нами охотятся…

Приходится много бывать на дорогах. Насмотрелся всякого. Но когда за последнюю неделю мою машину дважды едва не разбомбили лихачи, как человек подозрительный, подумал: уж не киллер ли завелся… Тут и сообщение ГАИ подоспело. С 20 октября она будет, наконец, останавливать тех, кто не пристегнут ремнем безопасности и болтает за рулем по мобильнику. Что, петушок клюнул?

Приходится много бывать на дорогах. Насмотрелся всякого. Но когда за последнюю неделю мою машину дважды едва не разбомбили лихачи, как человек подозрительный, подумал: уж не киллер ли завелся…

Тут и сообщение ГАИ подоспело.
С 20 октября она будет, наконец, останавливать тех, кто не пристегнут ремнем безопасности и болтает за рулем по мобильнику.

Что, петушок клюнул?

Точно. Клюнул. В очередной раз идем на рекорд. Число аварий за 9 месяцев перевалило за пять с половиной тысяч, погибших – за тысячу…

Возвращаясь недавно из командировки по Витебщине, решил посчитать нарушителей дорожного движения…

За Глубоким с трудом обошли жигуленок, некрепко стоящий на «ногах». Лицо водителя мрачное, кепка на голове сдвинута, сигарета во рту… Сразу за Докшицами вообще чудо на дороге. Старенький «фольксваген» петлял по двум полосам. Водителю казалось, видимо, что так он вежливо пропускает всех, кто выстроился сзади. Перед Бегомлем белокурая красавица на приличном «мерседесе» с ветерком обогнала всех. Правда, перед самым городком все же нарвалась. Работники ГАИ составляли протокол. Но дама явно скучала. Ждала часа, когда вновь вылетит на трассу.

В Логойске вышли на придорожный базарчик. И… лучше бы не видеть. Один идиот забыл включить поворот, поворачивая на второстепенную дорогу. Другой – не удосужился сбросить скорость на перекрестке. Скрежет металла, плач детей, горящая машина…

В самом Минске – хвала светофорам. Не дают разогнаться наиболее ретивым. Тут другая беда. Без конца перестраиваясь из ряда в ряд, подставляют зад своих потрепанных иномарок лихие гонцы. Подрезают, как говорят водители. Картина безрадостная. Если не смотреть и ничего не видеть, вроде бы все нормально. Так и надо (?!). За двести километров пути насчитал более шестидесяти нарушений. Нормально? Не знаю. Но все недисциплинированные водители — это люди, плюющие на свою жизнь и охотящиеся за нашей.

Язык не повернется ругать гаишников. Им надо молоко давать и доплачивать за те жуткие картинки из искромсанных частей машин и человеческих тел. Мы всего этого почти не видим. А они? Хотя правды ради надо сказать, что и к ним претензий немало.

Теперь задумаемся: а что делать? Пересмотрели Правила дорожного движения. Что-то ужесточили, в том числе и штрафы. Убрали излишнюю тонировку стекол. Сейчас вот за ремни и мобильники возьмемся. Поможет ли? В какой-то мере. Но изменит ли ситуацию в целом? Вряд ли.

Любопытны рассуждения о том, что ужесточение наказаний не влияет благотворно на печальную статистику. Об этом любят, как ни странно, говорить и в своих интервью даже высокие милицейские чины. При необходимости приводят избитый пример. Дескать, еще в Средневековье заметили, что во время казни на площади вора другие воры лазили по карманам глазевших. Кто вам такое сказал? Историки? Так мы знаем, о чем они наговорили только за нашу новейшую историю… Европа к своему нынешнему положению на дорогах шла тоже путем ужесточения наказаний. Там тоже случаются аварии и гибнут люди. Аварии, но не безобразие.

На днях в интервью по БТ один из высокопоставленных функционеров ГАИ, комментируя предстоящие акции по ремням и мобильникам, высказал мысль о том, что только все вместе мы сможем притушить войну на дорогах. Правильно. Но тогда следует идти по тому же западному пути. «Закладывать» лихачей, как бы немило ни звучало это слово. Видишь дуралея за рулем – остановись и позвони в милицию. Так же, как это случается при авариях. Перехватят. Сегодня сотрудники ГАИ делают это достаточно умело. В той же командировке был свидетелем, как мимо пытавшегося его остановить гаишника промчался «форд», надеясь, что не «засекут» номер. Через двадцать километров он уже стоял на обочине в окружении двух милицейских машин. Так и здесь. Найдут и предупредят. Смотришь, чьи-то жизни спасем.

Пора уходить и от дурацкой «солидарности» водителей на трассе. Перемигивание фарами — чисто наше, славянское изобретение. Ты предупреждаешь коллегу о том, чтобы он сбросил излишнюю скорость, так как впереди сотрудник ГАИ. А почему «коллега» должен нарушать правила? Это он завтра на такой же скорости выедет лихо на встречную полосу тебе. Разве не так?

Разумеется, многое здесь завязано на нашей психологии. В том числе и на пресловутом «авось». У всякой психологии есть глубинные пласты. Однако любой пласт кончается поверхностью. И если не исправить то, что тупое и глупое лежит на ней, то, что мы в силах убрать все вместе и с помощью законов, правил, — нет смысла рыдать над погибшими, сочувствовать попавшим в беду.

Понятно, что рано или поздно придем к тому, что автоматический контроль скорости будет на всех основных трассах. Да и дороги становятся все лучше.  Но и число автомобилей растет. В изменении той же психологии никто более не поможет обществу, нежели средства массовой информации, грамотная и, главное, целенаправленная работа правоохранительных органов. Никак не могут тут остаться в стороне и законодатели. Тогда все больше водителей поймут, что объявленная борьба за пристегивание ремнями безопасности и запрет на разговоры по мобильным телефонам за рулем – не очередная игра с ними в кошки-мышки.

Пока же факт остается фактом. За нами охотятся автомобильные киллеры. Наглые и безжалостные. Почему же мы их должны жалеть?..

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter