Ветеран из Беларуси, защищавший в 1941 году Москву, получил письмо от Президента России

За Москву и родную Ерошовку

ДОСТАВ из почтового ящика большой конверт, почетный гражданин Чаусского района, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Марченко с волнением надел очки: в 96 лет зрение, понятное дело, подводит. И письма приходят очень редко. А то, что держал в руках, и вовсе было совершенно неожиданным. Короткий обратный адрес: Москва. Кремль. С 75-летием контрнаступления советских войск в битве под Москвой Владимира Марченко поздравил Владимир Путин. Поблагодарил за мужество и героизм, силу духа и несгибаемую волю к победе и пожелал белорусскому ветерану здоровья и добра.

Владимир Марченко: Мы были солдатами единой страны
АНДРЕЙ САЗОНОВ

Не ожидал такого внимания Владимир Васильевич, даже растерялся сначала. Хотя сам не из робкого десятка. И в московских парадах участвовал, и на 850-летии Москвы был почетным гостем, и на правительственные приемы героя войны приглашали неоднократно. Как особую реликвию хранит в личном архиве Марченко именные часы от Президента Беларуси - к 50-летию Победы.

До войны Владимир Марченко учился в Климовичском зооветтехникуме. Но зоотехником так и не стал. Военный опыт дал ему другую профессию - работать с людьми. В мирное время фронтовик работал секретарем Чаусского райкома, председателем райисполкома. А потом долгие годы возглавлял ветеранскую организацию района. Сегодня он живет один в частном доме в Чаусах. После смерти жены отказался от социального ухода - сам справляется с хозяйством. А помочь частенько племянница приходит. Родных детей судьба не дала. И это, признается ветеран, одно из самых тяжких испытаний в жизни...

Доставая для "фотосессии" свой ветеранский китель с наградами, Владимир Васильевич подшучивает над собой: дескать, тяжел он уже для постаревших плеч.

- В сорок первом мне, молодому лейтенанту, 21 год исполнился, после ускоренного выпуска Лепельского пехотного полка попал в 39-ю армию в стрелковый батальон к сибирякам. Поручили командовать солдатами, которым уже по 30-40 лет и немалый боевой опыт за плечами. Но мы поладили, их мудрые советы были не лишними для меня не только в военное время, но и потом, в мирной жизни. За три дня наступления отогнали немцев от Москвы на 150 километров. Огромной ценой бои давались... Винтовок не хватало. Я сам в атаку шел с револьвером.

В боях за Калинин Владимира Марченко ранило. Повезло, что в кармане гимнастерки лежали документы: пробив их, пуля, едва дойдя до тела, потеряла убойную силу. Это было первое ранение. Позже, под Витебском и Кенисбергом, случилось второе и третье, каждое - все тяжелее. С войны вернулся инвалидом второй группы. В звании капитана, с орденами Красной Звезды и Красного Знамени на груди.

- На фронте мы были солдатами единой страны. В Лепельском пехотном училище, куда я был призван в сороковом году, служили и грузины, и русские, и казахи. И единственный случай национальных отличий был курьезный: оказались в одной роте я и мой полный тезка - Марченко Владимир Васильевич - парень из Украины. И на перекличке нас называли "Марченко-белорус" и "Марченко-украинец". Как могу после этого поделить Советский Союз? Я, может, потому и живу так долго, что во мне течет треть крови женщин-сибирячек. Они в вологодском госпитале спасали меня после третьего ранения, когда много крови потерял, а солдаты чудом вытащили меня из-под огня. Для меня наша большая страна, за которую воевал, и сейчас осталась единой.

В московском госпитале после второго ранения белоруса Владимира Марченко четыре месяца выхаживали врачи и медсестры, имена которых он помнит до сих пор. А после очередной операции профессор, чтобы раненый лейтенант встал на ноги, строго прописал прогулки. Вот тогда по-настоящему удалось узнать Москву, за которую воевал:

- В госпитале мне выделили для прогулок медсестру Машу. Я брал билеты на двоих, и мы - я на костылях, Маша рядом - шли в Большой театр, на концерты хора Пятницкого. А в исполнении Ансамбля песни и пляски имени Александрова посчастливилось услышать одно из первых исполнений Гимна Советского Союза - мурашки по коже бежали...

В боях под Москвой в 41-м лейтенант Красной Армии Владимир Марченко помнил о страданиях оккупированной родной Белоруссии. Он воевал не только за столицу СССР, но и за родную деревню Ерошовка, которую под Климовичами сожгли немцы. Там же, под Москвой, молодой лейтенант со своими бойцами увидел в одном из деревенских домов ужасную картину: двенадцать расстрелянных детей, женщин, стариков. Воины на этом месте поклялись, что будут мстить до последнего. И клятву сдержали.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter