"В чужой стране нас никто не ждет". Чем может обернутся работа за рубежом

За морем телушка — полушка, да рубль — перевоз

Жители приграничных регионов всегда с интересом смотрят в сторону соседей. И это вполне объяснимо: живя рядом, люди сравнивают и уровень бытовых удобств, и величину зарплат. Понятно, что всегда находятся те, кто рискнул начать там поиск своего счастья. Как осваиваются наши соотечественники в странах-соседках и так ли радужно складывается их жизнь в реальности, разбиралась корреспондент «Р». 


От  Белостока  до  Гданьска

Гродненка Евгения Салей живет в Польше уже несколько лет. В 2005 году, сразу после окончания школы, приехала на учебу в Краковский университет. Позже сменила ряд вузов, получила несколько специальностей. В общем, на месте не сидела. 

— Искала, где можно учиться бесплатно, платить деньги за учебу не хотелось, — объясняет она некоторую хаотичность своей биографии. — Уже в университете, благодаря высокому уровню знания английского, нашла работу. В данный момент работаю в крупной логистической компании в Белостоке. Работаю много, зарплата — 3 тысячи злотых.

Очередь в польское консульство в Гродно стала значительно короче.

Если перевести заработок Евгении в долларовый эквивалент, то выходит 830 у.е. Больше, чем в среднем у нас по стране, но не так уж много, учитывая уровень образования Евгении и ее высокую квалификацию. Разумеется, приграничный Белосток в плане заработка не слишком показателен. Во Вроцлаве или Гданьске можно получить за аналогичный труд больше. Но ведь и у нас в стране в сфере логистики зарплаты у работников приличные. Так что разница совсем небольшая. 

Правда, в нашем случае дело уже совсем в другом: Евгения успела выйти замуж за поляка. В семье подрастает 3-летняя дочурка. В этом году молодая мама созрела для решения жилищного вопроса и взяла в банке кредит на покупку квартиры. «Жить сразу стало тяжеловато», — жалуется она. 

Документальный  роман

У гродненца Виталия Чернявского своя история. Отец — гражданин Польши, поэтому оформить «карту поляка» было нетрудно. А вот у супруги Екатерины таких преимуществ не было. Поэтому на начальном этапе у семьи все было сложно. 

— В Гродно проработал 12 лет, — вспоминает Виталий. — Пытался раскрутить свой собственный бизнес, но не получалось. Решил начать все с нуля. Впервые приехал в Варшаву полтора года назад. В какой-то момент понял, что не хочу работать на кого-то. Переехал на юго-запад Польши, к границе с Германией. Собственно, сам город Згожелец, в котором мы живем, разделен на две половины. Одна находится на польской стороне, другая — на немецкой. Получилось так, что живу в Польше, а работаю в Германии — руководителем отдела русскоязычной поддержки техники Apple. Вместе с женой и дочкой снимаем квартиру, потому что пока не уверены, что хотим жить и работать именно здесь. В целом есть возможность купить квартиру и платить деньги за кредит. В принципе, аренда и ежемесячные проценты практически одинаковы.

Одна половина Згожельца на польской стороне, другая — на немецкой
Семья Чернявских налаживает свой бизнес в сфере ретейла. Хотят для начала открыть один небольшой магазинчик в Згожельце. А там, как говорят, видно будет. Молодая пара обратилась в польский Центр занятости. Но предприимчивые гродненцы попросили не работу, а денег на развитие своего дела. И получили добро.

— Хочется предупредить тех, кто думает, что все здесь очень легко. Бюрократии в Польше выше крыши. Необходимо много знать и грамотно отстаивать свои права. Прежде чем выдать хоть один злотый, поляки тщательно проверяют все данные о человеке. Нет здесь чего-то «сладкого». Есть свои плюсы, конечно, но не так много, как многим кажется. В марте прошлого года подали с женой документы на получение «карты сталэго побыту» (вид на жительство), которую выдали только через полгода. И то только после того, как мы начали ее требовать. 

Виталий объясняет: все это время семья живет без какой-либо поддержки. 

— Это важно учитывать тем, кто надеется получить в чужой стране все «сразу и сейчас». Реально зарплату в тысячу долларов, как обещают некоторые сайты, вам тут никто не предложит. Есть, конечно, один важный момент: к белорусам поляки относятся хорошо. Ни разу не сталкивался с негативом по поводу того, что я из Беларуси. Хороший, словом, имидж у нашей страны. 

Обещанного три года ждут

Есть ли в Польше случаи, когда людей обманывают или просто недоговаривают о том, что их ждет? Исследовательский центр одного из популярных региональных порталов недавно провел опрос. Его целью было выяснить, много ли людей сталкивается при трудоустройстве с какими-либо проблемами. В итоге выяснилось, что каждый третий из опрашиваемых так или иначе был обманут. Основные нарекания касались размеров заработной платы, социальных гарантий и оформления документов.

Виталий, Екатерина и дочь Каролина ЧЕРНЯВСКИЕ больше года рассчитывали только на собственные сбережения
Для бывшей жительницы Донбасса Юлии Бондаренко история трудоустройства в Польше закончилась плачевно. Сейчас она живет и работает на одном из сельхозпредприятий Гродненского района:

— Предложили собирать овощи у польского фермера. Думала денег подзаработать. Но все оказалось не так, как было обещано. Жили в старом бараке без удобств, было очень холодно. Работа тяжелая. Надо было выполнять определенную норму, а если не получалось, следовали угрозы о невыплате денег. Собственно, их они выполнили — зарплату мы так и не увидели. Почти два месяца кормили обещаниями. Жить в таких условиях сил больше не было. Кое-как унесла оттуда ноги и приехала в Гродно. Здесь мне помогли. 

Нина Омелько тоже с горечью вспоминает свой трудовой десант в соседнюю страну:

— Не стоит искать работу самостоятельно, не зная языка. В Гродно я работала учителем биологии. Понятно, что в Польше найти работу по профессии было невозможно. По-польски знаю не очень… Нашла фирму, которая помогает в оформлении документов на месте. Мне обещали платить деньги в конверте. В итоге за трудоустройство заплатила посреднику и оказалась на вредном производстве с 12-часовым рабочим днем. 

Смогла продержаться три недели и ушла сама. Добиваться правды не стала, а попробовала найти работу самостоятельно. Устроилась кассиром в супермаркете. Работала практически без выходных. Но в итоге за месяц заработала 800 злотых. Практически все деньги ушли на питание и проживание. В общем, вернулась домой ни с чем. Поэтому советую обязательно искать информацию о работодателях, с которыми планируете связаться. Иначе можете попасть в подобную историю… 

В данный момент Польша испытывает большую потребность в специалистах разного уровня. Особенно востребованы рабочие профессии: столяры, грузчики, токари, электрики, разнорабочие, водители. Существует два вида договоров при оформлении на работу: Umowa o pracе и Umowa zlecenie (трудовой договор и контракт). Работая по первому, работник имеет оплачиваемые больничные и отпуска. По второму не предусмотрено никаких социальных гарантий. И это обязательно надо учитывать. 

Внимательно читайте договор!

Начальник управления по гражданству и миграции УВД Гродненского облисполкома Владимир Квач предупреждает:

— Хочется обратить внимание граждан, что при выборе фирмы-лицензиата желательно изучить о ней отзывы и комментарии граждан, выехавших через данную фирму для трудоустройства. В случае сомнений либо несоблюдения лицензиатом договорных обязательств гражданину следует связаться с сотрудниками управления по гражданству и миграции для установления лиц, допустивших нарушения. Информацию о стране и будущем работодателе можно получить по бесплатному телефону 113 (ежедневно с 08.00 до 20.00). Сюда могут обратиться все, кто собирается выехать за границу с целью трудоустройства, учебы, путешествия, заключения брака, а также пострадавшие от торговли людьми и трудовой эксплуатации. 

Кстати говоря, не стоит отчаиваться тем, кто работает без оформления документов. Пару лет назад окружной суд польского города Ольштын обязал работодателя выплатить зарплату иностранцам, работавшим на него нелегально. Такой случай можно назвать беспрецедентным. Люди косили траву и выполняли другие виды подсобных работ у фермера без контракта и, по большому счету, не имели никаких прав в чужой стране. Но не надо забывать, что борьба за свои права тоже стоит денег и отнимает массу времени. 

Снимите розовые очки

Частное сервисное унитарное предприятие «Международное информационное агентство занятости» располагается на центральной улице Гродно. Оно открылось более десяти лет назад. В небольшом офисе меня приветствует ведущий специалист по работе с клиентами Татьяна Габрусенок. Здесь же, в центре комнаты, идет занятие по английскому языку… 

Татьяна ГАБРУСЕНОК, ведущий специалист по работе с клиентами частного сервисного унитарного предприятия «Международное информационное агентство занятости».

— Мы помогаем в трудоустройстве за рубежом молодым людям. В частности, по Польше предлагаем работу для среднего медицинского персонала. Но, к сожалению, наши медсестры работать там по специальности не могут, так как есть различия в системе образования. Они могут либо быть помощниками медицинской сестры, либо оказывать услуги по уходу за пожилыми людьми, проще говоря, быть кем-то вроде сиделок. Можно, конечно, переучиться, но для этого требуется наличие диплома о высшем образовании. 

При этом рабочую визу дадут только на полгода. Оставшиеся полгода человек должен провести дома. Если желание трудиться «на пана» останется, то можно за это время открыть новую визу и вновь на полгода укатить на заработки. 

— Для гродненцев работа в Польше более актуальна, чем для жителей центральной части страны. Не говоря уже про восточную. Но чаще все-таки люди ищут работу через знакомых и родственников, — разводит руками Татьяна. — Им следует понимать, что дома и стены помогают. А в чужой стране нас никто не ждет. Место под солнцем и там нужно будет отвоевывать. Все это мы говорим своим клиентам, которые часто предъявляют завышенные требования к зарплате, условиям проживания и так далее. Поэтому в розовых очках никто отсюда не уезжает. Поляки, например, хотят видеть на своем рынке труда высококвалифицированных работников-иностранцев с образованием и со знанием как минимум польского языка, а лучше еще и английского. 

Виды Згожельца.

Руководители фирм, занимающихся трудоустройством наших жителей за границей, признаются: найти высокооплачиваемую работу без соответствующего образования и знания польского стало практически нереально. Без этих составляющих можно запросто устроиться лишь грузчиком, подсобным рабочим, кассиром в магазине за 10 злотых в час или уборщицей практически за те же деньги. 

На пищу и кров, конечно, хватит, но чтобы что-то отложить и привезти семье — вряд ли. Поэтому в агентствах дают клиентам стандартный дельный совет: прежде всего надо инвестировать в себя. Выучить язык страны пребывания, окончить курсы по выбранной специальности, подтвердить квалификацию и только потом пытаться найти свое место под солнцем на чужбине. 

Быстрые  деньги

По данным польского портала euroby.info со ссылкой на министерства иностранных и внутренних дел Польши, в прошлом году за получением постоянного вида на жительство обратилось более 7 тысяч заявителей. Это не только белорусы, но и граждане других стран постсоветского пространства. Из них 5 тысяч запросили денежное пособие. Больше всего заявлений на материальную поддержку поступило в Варшаве и Мазовецком воеводстве (31%), в Люблине (12,6%), Кракове (10,5%), Вроцлаве (10%). А вот ближайший к нам Белосток, куда нацеливают свой путь трудовые мигранты-новички, в этот список не попал.

Примечателен и тот факт, что за денежным довольствием обратилось крайне мало семейных пар. Польские официальные органы даже конкретные цифры не озвучили. Однако это вовсе не значит, что обратившиеся люди не ставят своей целью улучшить свои бытовые условия. Просто большая часть трудовых мигрантов приезжает лишь на короткое время — заработать нужную сумму, чтобы потом побыстрее вернуться домой к семье. 

«Давайте работать вместе!»

Все эти реалии дают четкие сигналы польскому бизнесу: получить задаром квалифицированных специалистов из Беларуси не получится. Поэтому многие из них начинают инвестировать в нашу экономику, создавая совместные предприятия. Например, в минувшем году в Гродненской области появилось несколько предприятий с польским капиталом. Польша стоит на втором месте и в списке стран-доноров. И если раньше поляки в основном развивали на нашей территории логистику, то сегодня активно интересуются возможностью создания небольших совместных производств по пошиву одежды, деревообработке, вкладывают деньги в реализацию проектов в сфере энергетики.

В Гродно фирм с предложением легальной работы в Польше стало больше.

Словом, бизнесмены заинтересованы в открытии больших и маленьких производств именно на нашей территории. Председатель Ассоциации польского бизнеса в Беларуси Анатолий Великин уверен, что Декрет № 7 даст новый толчок приходу в страну иностранных инвестиций:

— Наша ассоциация существует в стране 5 лет. Все это время мы говорили польскому бизнесу: «Приходите к нам, ставьте здесь свои заводы. Это выгодно для всех». Надо сделать все, чтобы они перестали бояться и поняли, что правила ведения бизнеса здесь не хуже, чем в Польше. 

Сегодня польский бизнес действительно заинтересован в сотрудничестве не на словах, а на деле. Руководитель Подлясского клуба бизнеса Ричард Ивашкевич уверен, что давно надо было расширять контакты:

— Очень интересно познакомиться с белорусскими бизнесменами, узнать от них лично, как здесь все организовано. Мы нацелены на конкретное сотрудничество, причем не только в экономической сфере. Очень интересен туристический потенциал, который необходимо развивать обеим сторонам. Да и в других сферах есть перспективные проекты. Будем работать вместе!

Мнение

Андрей СВИРИДОВ, председатель Комитета экономики Гродненского облисполкома:


— Отток кадров, конечно, в любой стране — тенденция негативная. Особенно если он будет идти по нарастающей. Люди уезжают работать в другую страну, «вымываются» трудовые ресурсы, на подготовку которых затрачены немалые средства. 

Но на данный момент миграция характерна для современного мирового рынка труда. Жители Польши стремятся трудоустроиться в Великобритании или Германии, где более высокие заработки. Надо отметить, что наши граждане уезжают в соседние страны именно на работу. Через полгода они возвращаются и тратят деньги здесь. Так что у этой проблемы есть две стороны медали. Но, безусловно, самоуспокаиваться не стоит. 

В активизации внешней трудовой миграции, как бы парадоксально это ни звучало, можно заметить и некоторые положительные моменты. Первый: руководители предприятий будут стремиться повысить заработную плату, чтобы сохранить своих специалистов. Второй момент: это определенный стимул для местных властей, чтобы создавать комфортные условия для работы и жизни людям на своих территориях. И такая задача четко поставлена Главой государства. 

Мы в своей приграничной области ситуацию с трудовой миграцией постоянно держим в поле зрения. Сейчас на повестке дня привлечение иностранных инвестиций, в частности, польских. Делаем все возможное, чтобы появлялось больше индивидуальных предпринимателей, развивался малый и средний бизнес, в том числе совместный, на территории области. В этом мы видим залог успешного развития региона в будущем. 

Точка зрения

Владимир МАРГЕВИЧ, заместитель начальника управления внешней трудовой миграции, беженцев и убежища Департамента по гражданству и миграции МВД:


— Если говорить о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, имеющих лицензии на трудоустройство наших граждан за рубежом, то на сегодняшний день их в стране почти две сотни. Два года назад было чуть более 90 фирм-лицензиатов, из них 63 отправляли работников в Россию, и только две трудоустраивали людей в Польше. Сегодня в польском направлении работает 45 юрлиц и ИП. Существенное увеличение числа граждан, выезжающих в Польшу, произошло из-за упрощения процедуры трудоустройства. На основании заявительного принципа там можно работать шесть месяцев в году.

Собственно, есть две категории граждан: выезжающие за границу самостоятельно и пользующиеся услугами фирм, имеющих право на осуществление такой деятельности. Основная часть ищет работу через друзей, знакомых или родственников. Именно у этой категории чаще всего возникает масса проблем. 

Мы всячески пытаемся предупредить людей, объясняем: через лицензиатов выезжать гораздо безопаснее, за все свои действия они несут строгую ответственность. Кроме этого, у них есть определенные обязательства перед иностранными партнерами по подбору кадров. И даже несмотря на это в последнее время участились случаи обращения граждан по поводу несоблюдения требований договоров. В основном они касаются невыплаты заработной платы и ухудшения условий труда. 

Позиция

Олег ТОКУН, начальник политики занятости Мин-труда и соцзащиты:


— Надо смотреть не на заработки, а на те деньги, которые останутся у работника за вычетом съема жилья, коммунальных платежей, платы за проезд и так далее. Если говорить о рынке труда в нашей стране, то число высокооплачиваемых рабочих мест продолжает расти. Востребованы специалисты IT-сферы, руководители разных уровней. Половина всех вакансий — рабочие специальности, вторая половина — высококвалифицированные специалисты: инженеры, технологи. 

И не надо думать, что выбор рабочей профессии сопряжен с тяжелыми условиями труда. В последнее время на производствах очень многое изменилось. Правительство ставит задачи по построению новой экономики и новых высокоэффективных производств. Это перспектива ближайших лет. Работа в стране есть. Особенно для настоящих профессионалов.

tanula.k@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter