За хитрость баллы не положены

Участники централизованного тестирования с годами становятся все более изобретательными, а организаторы испытаний — более опытными Если “хит-парад” абитуриентских уловок когда-либо будет составлен, первое место в нем наверняка займет семья из города Солигорска. На тестирование по истории Беларуси они зарегистрировались и пришли втроем — абитуриентка-дочь, мама и папа. Причем оба родителя — учителя истории средней школы.

— Не хочу давать моральную оценку этому поступку, — отказался комментировать данный факт директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. — Правила не запрещают гражданину любого возраста сдавать тестирование и поступать в вуз наравне с выпускниками нынешнего года. Но эти люди, по нашим сведениям, не собирались стать студенческой семьей.
Отвечать на вопросы теста этой абитуриентке пришлось, как и всем остальным, самостоятельно.
Папа ответы
не купит!
Самую богатую почву для наблюдений предоставляет самое массовое испытание — по математике. В нынешнем году математику сдавали 116 399 человек, испытание проходило в 2129 учебных аудиториях.
10 641 зарегистрировавшийся абитуриент на тестирование не пришел.
— Вероятно, среди них было много девяти- и десятиклассников, — считает Николай Феськов, — которые изначально хотели “отрепетировать в боевых условиях”, но затем прислушались к нашим советам и изменили планы. Досадно, правда, что они не аннулировали пропуска, как мы их об этом просили, тем самым значительно увеличив государственные расходы на организацию испытаний.
Как и в прошлом году, через считанные минуты после начала экзамена отдельные абитуриенты сдавали почти чистые листы и уходили. Эти молодые люди, которые, очевидно, не собираются поступать в ближайшее время, ежегодно портят общую картину абитуриентской успеваемости. Из-за них создается впечатление, что тесты невероятно тяжелые.
Когда чистый бланк сдала не блещущая знаниями одноклассница моей знакомой абитуриентки, весь выпускной класс возмутился: накануне девица заявила, что папа купит ей хороший сертификат.
— Напишите большими буквами: папа не купит! — в свою очередь возмутился Николай Феськов. — Даже если бы в РИКЗ нашелся желающий его продать, технология обработки бланков и выдачи сертификатов не позволит ему это сделать.
Доказательством этих слов стала небольшая экскурсия по кабинетам и коридорам Республиканского института контроля знаний. Я своими глазами убедилась, что во время распечатки тестовых заданий вход в кабинет запрещен всем, включая директора; что каждый бланк ответов имеет порядковый номер Госзнака, и организаторы точно знают маршрут каждого листка бумаги; что сразу после вскрытия конвертов с ответами бланки сканируются, в их электронной версии область паспортных данных и область ответов разделяются, так что найти “знакомый” бланк и внести в него коррективы нет никакой возможности. Справедливость и прозрачность абитуриентской кампании обеспечивают 30 штатных сотрудников РИКЗ и “сезонный” персонал — фельдъегерская служба и 250 молодых людей, которые, сидя перед компьютером, терпеливо сверяют заполненные вручную поля с их компьютерной версией. Так исключаются ошибки распознавания машиной человеческого почерка. Незаполненные и невостребованные бланки ответов проходят такую же процедуру сканирования, как заполненные. Пропажа даже одного бланка стала бы ЧП республиканского масштаба! Но таких происшествий в последние годы не было.
Один изобретательный абитуриент-2007 зарегистрировался на математику в двух столичных вузах. С одним из пропусков пришел сдавать испытание сам, со вторым отправил друга. Организаторы видели его хитрость еще во время регистрации, но гуманизм и нежелание подрезать абитуриенту крылья не позволили им аннулировать один из пропусков. А вдруг абитуриент пришел бы именно в тот пункт тестирования, где его вычеркнули из списка участников? Но друга-двойника на централизованное тестирование не пропустили.
— Непонятно, на что этот молодой человек рассчитывал, — удивился Николай Феськов. — Неужели полагал, что получит два сертификата и отнесет в приемную комиссию лучший? Этого не произошло бы даже в том случае, если бы организаторы не обнаружили хитрость на этапе регистрации: сведения обо всех участниках испытаний собираются в общую компьютерную базу данных.
На централизованное тестирование по математике было вынесено 25 заданий. Общий вес бумаг, которые пришлось подготовить организаторам для более 127 тысяч продекларировавших намерение участвовать абитуриентов, составил свыше 5 тонн.
— А вы уверяете, что задания не тяжелые, — попеняла я собеседнику.
— Офицеры фельдъегерской службы говорят “неподъемные”, — уточнил он. — В прямом смысле слова, потому что вес одного мешка доходит до 60 кг. А если серьезно, то понятия “тяжелое” и “легкое” не могут служить категориями оценки качества предложенных абитуриентам заданий. Тесты надо оценивать по их дифференцирующей способности.
На дифференцирующую способность пока ректоры и члены приемных комиссий не жалуются: абитуриенты последних лет почти забыли, что такое полупроходной балл, и даже на самых престижных специальностях не наблюдается конкурсов стобалльников.
Об относительности понятий “легкое-трудное” свидетельствует еще один факт: в 2005 году многие учителя-предметники и даже “остепененные” преподаватели сдавали тестирование из профессионального интереса. Обычно их результат не поднимался выше 65—75 баллов. Методисты РИКЗ тогда выслушивали немало упреков по поводу “невероятной сложности” тестовых заданий. В то же время молодой преподаватель из Витебска с первой попытки сдал тестирование по биологии на 98 баллов. Через год, в 2006-м, в Витебске было два стобалльных результата по биологии, один из них — все у того же преподавателя.
— Мы таких людей уважаем, хотя они тоже являются нарушителями правил, и по возможности привлекаем к сотрудничеству, — резюмировал Николай Феськов.
Тело — в дело
В прошлом году в Гомеле один из абитуриентов, готовясь к испытаниям, купил миниатюрный передатчик.
Не будем уточнять, каким образом об этом узнали организаторы централизованного тестирования, но произошло это не случайно. Пристрастно досматривать абитуриентов на входе, разумеется, никто не стал. Но рядом с вооруженным новейшими технологиями молодым человеком во время испытания сидел ответственный организатор. Воспользоваться подсказкой не получилось.
Еще одна абитуриентка недавно пришла сдавать историю Беларуси, вся исписанная памятными датами и историческими событиями. Списать не списала, но вызвала неподдельный интерес к своей персоне со стороны организаторов испытания в Минском государственном лингвистическом университете.
— Мы всякий раз предупреждаем абитуриентов: пытаясь списать или получить подсказку, вы только потеряете время, — утверждает Николай Феськов. — Вероятно, та девушка ни разу не участвовала в репетиционном тестировании и понятия не имеет об условиях проведения испытаний, если надеялась, что ее хитрость пройдет.
Опыт нынешней абитуриентской кампании свидетельствует, что потерять время и силы можно и другим способом — рассчитывая на особое к себе отношение. В Бресте абитуриент с нарушениями опорно-двигательного аппарата пришел на испытание с мамой. Та просила организаторов разрешить ей сесть рядом с сыном и записывать его ответы: сам он пишет с трудом. Разумеется, маму не пропустили, потому что организаторами движет инструкция, а не сострадание. Юноша заполнил бланк ответов сам. Сейчас этот бланк лежит в кабинете директора РИКЗ: разобрать хотя бы одну букву или цифру не может ни машина, ни человек.
Правила приема гласят, что “абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата... сдают вступительные испытания в вузе. Форма проведения вступительных испытаний определяется приемной комиссией вуза с учетом особенностей психофизического развития абитуриента”.
Как найти свежее решение?
Поиском путей совершенствования технологии тестирования сейчас заняты многие.
Некоторые предлагают ввести плату за участие в централизованном тестировании. Эта мера, утверждают они, способна отсеять “лишних” людей и наделить десятиклассников законным правом проверить свои знания, не будучи абитуриентом.
— Я не думаю, что введение платы за тестирование уменьшит количество посторонних людей на испытаниях, — не соглашается директор РИКЗ. — Как показывает практика, на централизованное тестирование пытается пройти наиболее мотивированная часть будущих абитуриентов. Они деньги найдут. Напротив, введением платы мы лишь стимулируем приток “лишних” участников, что противоречит требованиям правил.
Есть три этапа репетиционного тестирования, которые дают возможность любому желающему проверять и совершенствовать свои знания. Пожалуйста, проверяйте уровень знаний и намечайте пути устранения пробелов на первом, октябрьском этапе репетиционного тестирования, контролируйте эффективность усилий на февральском, знакомьтесь со спецификацией текущего года на апрельском. Но в дни решающих испытаний у нас каждая минута на счету, а увеличение количества участников способно существенно замедлить проверку работ!
Порядок, при котором абитуриенты сдают экзамены до того, как подадут документы в приемную комиссию, причиняет организаторам тестирования неудобства. Но расширяет возможности абитуриентов в выборе вуза, поэтому они легко соглашаются эти неудобства потерпеть.
Похоже, совершенствовать надо не столько технологию тестирования, сколько технические моменты проведения испытаний. Ряд технических нововведений РИКЗ намерен предложить уже в будущем году. Есть и позитивный местный опыт, особенно много его накоплено в Гродненской области. Накануне начала тестирования комиссия во главе с заместителем председателя Гродненского областного исполкома Марией Бирюковой проверила готовность учреждений образования, на базе которых сейчас проходят испытания. Из внебюджетных средств Гродненского университета имени Янки Купалы ректор Евгений Ровбо выделил суммы на обустройство помещений, которые в этом нуждались. Во всех аудиториях университета имени Янки Купалы и Лидского колледжа с солнечной стороны установлены жалюзи. Еще двум местным вузам — медицинскому и аграрному университетам — предоставлены вентиляторы. Возле Волковысского аграрного колледжа для удобства родителей, которые, возможно, приехали издалека поболеть за своих выпускников, поставили биотуалеты.
Сегодня, 22 июня, абитуриенты сдают географию, завтра один из самых трудных предметов — физику. Через день-два участники испытаний узнают свои баллы по русскому и белорусскому языкам..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter