Взрывы газопроводов открывают эпоху непредсказуемых событий на объектах критической мировой инфраструктуры

За гранью добра и зла

По большому счету не важно, из-за чего произошли взрывы на морском дне недалеко от датского острова Борнхольм. Вроде бы, уже началось следствие. По крайней мере, об этом заявили специальные службы и в Дании, и в Швеции, и в Германии. Правда, еще не проводилась техническая экспертиза. Видимо, в ближайшие недели водолазы спустятся на дно морское, исследуют поврежденные нитки трубопроводов. Будет дано какое-то заключение экспертов. Но чтобы ни написали специалисты, история все равно будет темной, она явится источником для многочисленных спекуляций. И в любом случае станет очередной вехой нашей эпохи. Очередным этапом развала глобального мира, в котором теперь стратегические коммуникации не могут находиться под международной защитой. Возможно, газопровод на Балтике — далеко не первая жертва трансграничных коммуникаций.  

коллаж любови царюк

Несомненным, безусловным, пожалуй, ключевым преимуществом глобального мира являлись разветвленные мировые коммуникации. Трансокеанские водные, воздушные и подводные маршруты функционировали как часы. Трубопроводы, кабели, тоннели и мосты значительной протяженности связывали страны и материки. На земной орбите вращаются десятки и сотни спутников различного назначения, обеспечивая национальные правительства и международные организации самой разнообразной информацией, в том числе касательно предупреждения о природных катаклизмах и других бедствиях, которые все чаще больно бьют по человечеству. Словом, глобальный мир был насквозь пронизан глобальными же коммуникациями.

Независимо от владельцев и бенефициаров, каждый значительный коммуникационный объект затрагивал жизненные интересы десятков стран, а его функционирование влияло на всю мировую экономику. В марте прошлого года всего один контейнеровоз «Эвер Гивен» чуть не спровоцировал масштабный логистический кризис, застряв в Суэцком канале. Благо корабль удалось достаточно оперативно снять с мели. Но если бы история затянулась на несколько месяцев (что нельзя было исключать), то мир ждал бы транспортный коллапс. Через канал проходит до 7 процентов мирового товарооборота. Он сокращает путь между Индийским и Атлантическим океанами на 8 тысяч километров, является одной из ключевых артерий снабжения ближневосточной нефтью Европы. Словом, в марте 2021 года вздрогнули все: транспортно-логистические компании, европейские НПЗ, ближневосточные добытчики нефти… И конечно, Египет, для которого прибыль от канала (плата за проход судов) является второй по значимости статьей дохода после туризма.

Нитки «Северного потока» вроде бы обладают меньшей значимостью. Но неприятность, случившаяся с ним, несет не меньшие, а, возможно, большие последствия, чем севший на мель «Эвер Гивен». Дело-то в том, что глобальный мир предполагал уважение к международным коммуникациям со стороны всех стран. Как бы кто-то ни относился к тому или иному проекту по той или другой причине: экологической, экономической, политической… Да, страны могли возмущаться по поводу каких-то проектов, ставить палки в колеса при их реализации, даже вводить санкции, чем упорно занимались США в отношении «Северного потока — 2». Но разрушать неугодные коммуникации физически?! До понедельника это казалось за рамками добра и зла. И в целом невозможным. Вот и взрывы на дне Балтийского моря попахивают преднамеренностью.

Справедливости ради надо отметить: каждая крупная авария вызывает сомнения в своей случайности. Были эксперты (и относительно немало), которые не поверили в официальную версию с контейнеровозом «Эвер Гивен», мол, встал поперек Суэцкого канала из-за налетевшего сильного бокового ветра. Было, было ощущение, что некие заинтересованные структуры проводят исследование на практике: а что произойдет, если какое-нибудь коммерческое судно заблокирует одну из важнейших мировых артерий? И потом сидели, фиксировали все действия, события. Анализировали, прогнозировали. Полезная информация на будущее. Особенно в мире, который переживает период обострения и противостояния. Но как-то общественность все-таки приняла на веру «ураганную» версию.

Балтийский сюжет попахивает совсем некрасивой и тревожной тенденцией. Не будем спекулировать по поводу причин, пока нет результатов официального расследования. Но напомним: магистральный газопровод — серьезный объект с многоуровневой системой защиты, в том числе и физической. Это не просто труба, которую бросили на дно моря. Она обязательно защищена тем или иным способом от механического воздействия. Есть разные системы, но во всех используются твердые материалы типа щебня и бетона. Нет, конечно, в жизни случаются самые невероятные события. Но каким-нибудь якорем просто так дыру в газовой подводной трубе не проделать. Да еще три штуки зараз. Не стоит забывать, что газопровод — стратегический и опасный объект. Поэтому за ним ведется наблюдение и контроль. Взять и незаметно подкрасться к месту прокладки практически невозможно.

Словом, как бы ни рано было делать выводы, но что-то подсказывает: взрыв на дне Балтики произошел рукотворный. И умышленный. Конечно, в мире хватает разных деструктивных организаций террористической направленности. Иной раз весьма влиятельных, как и совершенно безбашенных. Но подводных лодок (напомним, утечка произошла на глубине где-то 70 метров) у террористов еще не встречалось. Словом, очень темная история. С большими экономическими и политическими последствиями.

Во-первых, болезненный удар по снабжению газом Германии. Ремонт подводной трубы — история долгая, непростая и процедурная. Мало исправить поврежденный участок, необходимо сертифицировать результаты работ. Вообще процесс длинный и непростой как с технической, так и с бюрократической точки зрения. Особенно в ситуации охлаждения международного сотрудничества. Кстати, утечка произошла очень неудачно (еще один аргумент в пользу рукотворности аварии): пока непонятно, в чьих водах исключительных экономических интересов лежит место разрыва. Или Швеции, или Дании. Опять же очередной бюрократический барьер перед ремонтными работами. Во-вторых, перекрыт канал для экспорта Россией 110 миллиардов кубометров газа. Тоже есть определенная неприятность. В-третьих, в зависимости от масштаба повреждений выпадение такого широкого энергетического маршрута не может не добавить перца в мировую энергетическую волатильность.

Впрочем, самое главное последствие лежит в политической плоскости. Эта авария вызывает много подозрений (обоснованных или необоснованных — отдельный вопрос) в международных отношениях, обостряя и без того взрывоопасную глобальную социально-политическую конфигурацию. Тем более что есть подозрения не просто в теракте (они уже высказываются), а в спецоперации, за которой стоит какое-то государство. А удар по международным коммуникациям порождает новую эру в мировых отношениях. И обозначает начало эпохи, когда от трансграничных проектов надо либо вообще отказаться, либо понимать их рискованность, либо создавать сверхнепроницаемую систему безопасности. Однозначно это не будет способствовать внешнеэкономическому сотрудничеству. Не то что новые, старые проекты станут сворачиваться. Такая вот неприятная конфигурация складывается. Остается надеяться, что беспристрастное, объективное и логичное расследование осветит все темные места. И мы не будем свидетелями борьбы с коммуникациями.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter