Не располагая какими-либо объектами в областном центре, коллектив Гомельского райпо уверенно наращивает объемы хозяйственной деятельности
Пригородным потребительским обществам приходится работать в специфических условиях. Близость к центрам цивилизации вовсе не означает автоматического решения всех проблем. Пожалуй, их даже больше, чем у коллег из обычных регионов. Начнем хотя бы с того, что статус таких райпо просто обязывает высоко держать профессиональную марку. Ведь обычно в пригородной зоне размещается множество садоводческих кооперативов, и дачники, естественно, имеют возможность сравнить городские и сельские объекты торговли, в том числе ассортимент предлагаемых товаров. Добавила забот и бурно развивавшаяся в последние годы коттеджная застройка. Обитатели подобных строений, согласитесь, не самые бедные в стране люди и их запросы и пожелания тоже надо учитывать. Опять-таки не обделены кооператоры вниманием со стороны различных властных структур.
Все эти вопросы в той или иной мере присущи и Гомельскому райпо. Хотя офис потребительского общества находится в центре города, больше никакими объектами здесь оно не располагает и, следовательно, лишено возможности делать товарооборот за счет более платежеспособных, нежели сельские жители, горожан. По словам председателя правления райпо Раисы Глазко, в торговой сети насчитывается 133 стационарных магазина. Кроме того, 54 населенных пункта обслуживаются тремя автомагазинами. Расстояние до самой удаленной от областного центра деревни – свыше семидесяти километров. После объезда же по кольцевому маршруту спидометр автомобиля накручивает за день в среднем 220—250 километров. Еще информация к размышлению: в зоне обслуживания кооператоров постоянно проживают более 69 тысяч человек.
— Мы постарались предельно оптимизировать структуру управления нашим хлопотным кооперативным хозяйством, — рассказывает Раиса Глазко. – Были созданы три филиала и два обособленных структурных подразделения — «Общепит» и «Коопзаготпром».
Об эффективности управленческой «вертикали» райпо можно судить хотя бы по тому, что удельный вес в товарообороте района составляет без учета оборота местной автозаправочной станции более пятидесяти процентов. В течение последних двух лет здешние кооператоры занимают второе место среди потребительских обществ Гомельского облпотребсоюза. По итогам работы в 2007 году находились на такой же позиции, но уже в целом по системе Белкоопсоюза. По мнению Раисы Глазко, минувший год тоже сложился неплохо: выполнены одиннадцать из двенадцати доведенных прогнозных показателей. Немного не дотянули до установленной планки только по производству потребительских товаров. Несмотря на достигнутый в декабре темп роста в 152 процента, все-таки не удалось полностью наверстать допущенное в предыдущие месяцы отставание из-за возникших проблем с закупками мяса.
— И по этой позиции, — продолжает Раиса Ивановна, — положение постепенно нормализуется. Поэтому, уверена, сумеем в дальнейшем выйти на запланированные параметры. Определенный оптимизм вселяет тот факт, что сегодня рентабельны все отрасли кооперативной деятельности. В минувшем году, к примеру, объем розничного товарооборота составил 66 миллиардов рублей, темп роста – 113,2 процента в сопоставимых ценах при прогнозе 110,5 процента. Товарооборачиваемость при этом не превысила тридцати одного дня, что на четыре дня меньше установленного Белкоопсоюзом норматива.
Торговая отрасль в Гомельском райпо действительно является ведущей в полном смысле слова. На ее долю, в частности, приходится 412 из 540 миллионов рублей полученной по итогам работы в 2008 году чистой прибыли. Естественно, что и внимание к ней со стороны правления потребительского общества самое пристальное. В минувшем году в развитие торговой сети было инвестировано 2,8 миллиарда рублей, в том числе более 1 миллиарда на новое строительство. Причем, что примечательно, в общем объеме инвестиций свыше одного миллиарда рублей занимают собственные средства райпо.
Как видим, здесь не только умеют зарабатывать деньги, но также знают, как ими с умом распорядиться.
Вместе с первым заместителем председателя правления потребительского общества Александром Ермаковым мы побывали на некоторых торговых объектах, находящихся в ведении Улуковского филиала. Впечатление, должен заметить, осталось самое благоприятное. И вовсе не потому, что хозяе-ва, извините за не совсем корректное сравнение, постарались пустить пыль в глаза, продемонстрировав лучшие предприятия торговли. Дело в том, что только один из тех магазинов, которые посетили, был новым. Остальные же размещались в зданиях еще эпохи развитого социализма, но после проведенной в них реконструкции выглядели праздничными, привлекательными как снаружи, так и внутри.
Продовольственный магазин «Солнечный» в агрогородке Бобовичи, как говорится, и по форме, и по содержанию соответствует своему названию. Удачно подобранная цветовая гамма фасада здания, выдержанная в неж-ных розовых тонах, приподнимает настроение, и даже становится светлей в хмурые февральские деньки. «Наш фирменный цвет, — с удовлетворением констатировал Александр Ермаков. – Теперь предприятия торговли потребительского общества ни с какими другими не перепутаешь». Зато, подумалось, и покупателю хорошо известно, к кому апеллировать в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств. В «Солнечном» на мое скептическое замечание отреагировали спокойно. Заведующая магазином Мила Гутыро, которая трудится в этой должности уже десять лет, так и не припомнила, чтобы от покупателей поступали серьезные претензии к продавцам. Наоборот, сплошные благодарности, особенно после того, как объект реконструировали. Произошло это приятное во всех отношениях событие в 2003 году. Причем, что примечательно, «Солнечный» был первым обновленным объектом, когда потребительское общество возглавила Раиса Глазко.
На тот момент, помнится, в системе потребительской кооперации республики процесс модернизации торговой сети только начинал набирать обороты, и новый председатель правления Гомельского райпо в этом смысле попала, что называется, в десятку. Установка современного торгового и холодильного оборудования позволила значительно расширить ассортимент колбасных и рыбных изделий, масла животного, цельномолочной продукции, мяса птицы. Обратил внимание на уголок «Оздоровительное питание». Заведую-щая магазином пояснила, что там, как правило, отовариваются люди, страдающие различными недугами, те же, например, диабетики. К их услугам – фруктоза, хлебцы, каша быстрого приготовления, заменители сахара, соевое молоко и прочие продукты, предназначенные, скажем так, для специфического контингента покупателей. Александр Ермаков проинформировал, что подобные уголки уже созданы в двадцати предприятиях торговли райпо, и это не окончательная цифра.
Коллектив «Солнечного» — четыре продавца вместе с заведующей. График работы – с 8 до 22 часов без перерыва на обед и выходных. По словам Милы Гутыро, примерно 95 процентов реализуемых продуктов питания белорусского производства.
Несмотря на то что торговая надбавка составляет 16—20 процентов (вопросы ценообразования строго отслеживает экономическая служба райпо), в летние месяцы розничный товарооборот сос-тавляет в среднем 190 миллионов рублей.
Зимой, правда, показатели скромнее, но все равно достаточно внушительные. Дело в том, что Бобовичи находятся в каких-то пятнадцати километрах от Гомеля и с наступлением дачного сезона среди покупателей немало горожан. Способствует этому и то, что магазин расположен в удобном месте, без проблем можно припарковать автомобиль. Ну а для местного населения в «Солнечном» вообще постарались создать максимум удобств. Рядом с магазином оборудована детская площадка с качелями, песочницей и даже предусмотрена небольшая ванночка, которая летом наполняется водой: пока мамы делают покупки, их детишки отправляют в плавание пластмассовых утят.
В ближайшей перспективе «Солнечный» планируется перевести на работу по методу самообслуживания. Значит, появится больше возможностей по повышению эффективности торгового обслуживания населения, что в свою очередь будет способствовать наращиванию объемов деятельности и, следовательно, улучшению материального благосостояния продавцов. Ведь их заработная плата поставлена в прямую зависимость от конечных результатов.
Под одной крышей с «Солнечным» расположен магазин по продаже непродовольственных товаров «Все для дома». Естественно, заглянули и туда. С 1985 года трудится здесь Ирина Гуненко – заведующая и продавец в одном лице. Приметы добрых перемен видны, что называется, невооруженным глазом и в этом предприя-тии торговли. Причем опять-таки в широком ассортименте представлены товары отечественного производства, из импорта – в основном косметика и средства гигиены. Поэтому лозунг «Покупайте белорусское!» здесь не пустые слова, а реально реализован на практике.
Говоря о подходах в обслуживании покупателей, Ирина Григорьевна особо выделила продажу товаров в кредит, причем на достаточно выгодных условиях: начальный взнос – 25 процентов от стоимости покупки, рассрочка предоставляется на полгода и год. По желанию покупателя товар могут доставить прямо на дом. И люди, насколько мог убедиться, оценили такой ненавязчивый сервис. Даже в межсезонье ежемесячный товарооборот составляет более семи миллионов рублей, а летом увеличивается почти в четыре раза.
Универсам «Юбилейный» в деревне Чкалово — одна из послед-них новостроек в райпо. Сдан в эксплуатацию в сентябре минувшего года. Название тоже неслучайное: тогда отмечался семидесятилетний юбилей Гомельского облпотребсоюза, и кооператоры, выходит, сами себе сделали замечательный подарок. Впрочем, как и местным жителям. Единственный в этой деревне продмаг прежде размещался в небольшом и, даже по сельским меркам, достаточно скромном здании с торговой площадью 40 квадратных метров. Тем не менее в летние месяцы товарооборот достигал там 120 миллионов рублей. Объяснение простое: окрестности Чкалово, где, кстати, постоянно проживают всего 469 человек, отданы, если можно так выразиться, на откуп дачникам. Здесь размещается более двух тысяч садоводческих участ-ков. Рядом протекает река Сож, и в выходные дни ее берега буквально усеяны отдыхающими горожанами. Естественно, что не обходили они стороной и местный продмаг.
Теперь, думается, их покупательские запросы будут удовлетворяться еще лучше. Ведь «Юбилейный» — это тот объект, который отвечает всем современным требованиям: высокоэффективное торговое и технологическое оборудование, удобная выкладка товаров, прекрасные условия работы для продавцов, система видеонаблюдения, бытовые удобства. Среднемесячный товарооборот составляет до 170 миллионов рублей. По словам заведующей магазином Светланы Демченко, с наступлением дачного сезона вполне реально выйти на объемы деятельности не менее чем 200 миллионов рублей. И вот еще какая интересная деталь: в универсаме отсутствует сис-тема отопления, однако в помещении тепло и комфортно. Как пояснила Светлана Демченко, температура поддерживается за счет работающего оборудования, а в результате достигается значительная экономия энергии.
Название магазина № 27 «Звездочка» в деревне Зябровке тоже было выбрано неслучайно. Здесь размещалась воинская часть, а после того как летчики, взмахнув напоследок крыльями самолетов, сменили место дислокации, «Звездочка» осталась своеобразным напоминанием о тех временах. В Зябровке, которая в минувшем году получила статус агрогородка, проживают три тысячи человек. Тогда же в бывшем магазине товаров повседневного спроса провели реконструкцию и поменяли его специализацию. Теперь в «Звездочке» реализуют только продукты питания, внедрен метод самообслуживания.
По словам заведующей магазином Валентины Богословой, работать в новых условиях начали в ноябре 2008 года. При этом среднемесячный товарооборот увеличился почти в два раза. И это несмотря на то, что в агрогородке имеются еще два частных и столько же фирменных продовольственных магазинов. Рядом расположен коммерческий киоск, где также торгуют продуктами питания. Успешно конкурировать, по мнению моей собеседницы, удается за счет грамотной организации торгового процесса. После реконструкции значительно расширился ассортимент по всем группам товаров. По достоинству оценили покупатели и метод самообслуживания, когда сами могут выбрать необходимые продукты, а продавцы, если возникла такая необходимость, дадут исчерпывающую консультацию об их потребительских свойствах.
Как видим, обновление предприятий торговли дало ощутимые результаты. Поэтому логично, что нынче этот процесс в райпо будет продолжен. В частности, 300 миллионов рублей капиталовложений будет направлено на реконструкцию одного из магазинов в деревне Красное, в котором после завершения работ также внедрят метод самообслуживания. В поселке коттеджной застройки Поляна, где на данный момент вообще отсутствует торговая сеть, планируется построить новый магазин торговой площадью не менее 200 квадратных метров с кафетерием. Два новых современных объекта торговли появятся также в крупном поселке Новая Гута.
Говоря об этих и других планах на ближайшую перспективу, Надежда Глазко подчеркнула, что, хотя объекты Гомельского райпо и находятся за городской чертой, с них постепенно улетучивается налет провинциальности. Меняется, соответственно, и отношение покупателей к сельской торговле, которая начинает отвечать всем предъявляемым требованиям.
На снимке: коллектив универсама «Юбилейный».