Почему российские санкции не могут помирить США и Евросоюз

За двумя зайцами

Вчера конгресс США рассмотрел законопроект «Противодействие дестабилизирующим действиям Ирана». Но, помимо этой ближневосточной страны, в документе содержатся положения о расширении санкций и в отношении России. Законодатель объединил под одной шапкой три совершенно разные ситуации: противостояние «обычной и асимметричной угрозе» со стороны Ирана, «меры противодействия российскому влиянию в Европе и Евразии», а также борьбу с терроризмом и незаконным финансированием террористической деятельности. В отношении Российской Федерации закон предусматривает запрет на инвестиции в банковском и нефтегазовом секторах.

eadaily.com

Данный законопроект был готов еще в марте этого года и предложен сенатором-республиканцем Робертом Коркером, к которому присоединилась группа законодателей как от Республиканской партии, так и от демократов. Согласно некоторым источникам, весной, при передаче документа в сенат, он содержал положения, касающиеся только Ирана; часть же по России в него старательно дописали позже. Это кажется весьма странным. Но законодателями были придуманы два фактора, скрепляющие обе части документа. Это поддержка режима Башара Асада и угроза американскому киберпространству со стороны хакеров ИРИ и России.

Пока оставив иранский фактор вне рассмотрения, остановимся на второй части законопроекта. Он систематизирует законодательные акты, принятые в США по санкциям в отношении России. Авторы документа хотят ввести ограничения на инвестирование в банковскую и энергетическую отрасли российской экономики. Предполагается расширение как персональных санкций, так и мер, принимаемых к российским компаниям. И самый значительный элемент: закон ограничивает функции президента по снятию или ограничению санкций — они должны происходить по согласованию с конгрессом.

Такое положение законопроекта вызвало возражения администрации Дональда Трампа. Белый дом считает, что в нынешнем виде документ наносит ущерб усилиям президента по стабилизации отношений с Москвой. В качестве уступки со стороны законодателя в законопроект было предложено внести положения по санкциям в отношении КНДР. Однако в публикации законопроекта на сайте конгресса США части, касающейся Северной Кореи, не было.

Есть еще один неприятный фактор. Но неприятный он для третьей стороны — Евросоюза. Вводимые Вашингтоном санкции могут затронуть ЕС, вызвав ответные действия со стороны России. Передача законопроекта из сената в палату представителей — мало кто из наблюдателей сомневается, что предложенный закон будет принят, — вызвала обеспокоенность Еврокомиссии. Принятие закона может поставить под действие американских санкций европейские компании, участвующие в проекте «Северный поток-2» — прокладке газопровода из России в Европу, расширяющего уже действующий Nord Stream. В то же время под ограничительные меры могут попасть и те европейские фирмы, которые не вовлечены напрямую в бизнес с российскими энергетическими концернами, но, скажем, связаны с горнодобывающей, кораблестроительной, железнодорожной отраслями хозяйства России.

Брюссель уже выступил с резкой критикой американской инициативы, указав на то, что подобное предложение вызвано «внутриполитическими соображениями». Официальные лица ЕС заявляют о возможности принятия ответных мер по отношению к США, в случае если санкциями будут затронуты европейские компании.

Но ЕС недоволен прежде всего тем, что американские ограничения коснутся европейских компаний. Кроме этого, неудовольствие Евросоюза вызвал тот факт, что обсуждение законопроекта в конгрессе отражает лишь внутриполитические разборки США. Меры Вашингтона на самом деле идут вразрез с политикой трансатлантической солидарности: ведь санкции против России в августе 2014 года принимались всеми западными странами согласованно.

В Брюсселе правильно определили: в Вашингтоне имеется внутренний конфликт не только между законодательной и исполнительной властью (который, кстати, по некоторым прогнозам, может быть разрешен только импичментом), но и внутри американского общества. Последний начал проявлять себя еще на момент избрания президентом Барака Обамы в 2009 году и, к сожалению, усиливается в настоящее время. А русофобия, как и во времена маккартизма, то есть в первой половине 1950-х годов, пока остается одним из немногих способов снять общественное напряжение.

shavialiou@bsu.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter