«За два-три года мы должны научиться хозяйствовать в новых условиях»

КАК мы уже сообщали, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид ЗАЯЦ провел свою первую прямую линию с читателями «БН». В течение полутора часов к нему обращались работники и специалисты сельхозпредприятий, ученые, фермеры, пенсионеры. Подавляющее большинство звонивших поздравляли главу аграрного ведомства с недавним назначением его на эту высокую и ответственную должность, с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК, выражали слова поддержки, делились мнениями и предложениями. В то же время каждый говорил о том, что волнует, о перспективах развития АПК, некоторые просили о помощи. Сегодня мы публикуем отчет о состоявшемся диалоге.

Министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц ответил на вопросы читателей «БН»

КАК мы уже сообщали, министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид ЗАЯЦ провел свою первую прямую линию с читателями «БН». В течение полутора часов к нему обращались работники и специалисты сельхозпредприятий, ученые, фермеры, пенсионеры. Подавляющее большинство звонивших поздравляли главу аграрного ведомства с недавним назначением его на эту высокую и ответственную должность, с Днем работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК, выражали слова поддержки, делились мнениями и предложениями. В то же время каждый говорил о том, что волнует, о перспективах развития АПК, некоторые просили о помощи. Сегодня мы публикуем отчет о состоявшемся диалоге.

— Здравствуйте, Леонид Константинович, беспокоит вас Ромейко Юрий Владимирович из Дзержинского района. Меня волнуют бесхозяйственность и невнимательное отношение к пенсионерам в СПК «Маяк». Здесь очень много беспорядков...

— Юрий Владимирович, спасибо за звонок, за то, что неравнодушны к проблемам хозяйства. Мы обязательно разберемся со всеми изложенными вами фактами и, если они подтвердятся, примем соответствующие меры.

 — Павел Тарасович Пикун, автор брошюры «Люцерна и ее возможности» звонит. Она недавно вышла в издательском доме «Белорусская наука». Направил ее и вам, Леонид Константинович. Ознакомились ли вы с этой монографией и каково ваше мнение?

— Павел Тарасович, я получил вашу брошюру, прочитал ее и считаю, что она полезна нашим аграриям и заслуживает внимания. Вы глубоко и подробно изложили технологию выращивания люцерны. Очень важно, что показали роль этой культуры в улучшении плодородия почвы. И еще — без многолетних трав мы не создадим кормовую базу. Спасибо за поднятые проблемы. Будем работать над их реализацией вместе с наукой.

ВОПРОС «БН»: Продуктивность дойного стада — это прямое отражение количества энергии, которую животное получает с кормами. Но показатель кормовой единицы не полностью отражает энергетическую, витаминную и минеральную питательность. Может быть, целесообразно перевести подсчеты ценности кормов в джоули энергии?

— Проблема оценки энергетических свойств фуража поднимается правильно. Она назрела давно. Чтобы выходить на высокую продуктивность животных, надо принимать во внимание питательность корма в комплексе. В связи с развитием науки и определением новых подходов к интенсификации животноводства в первую очередь мы стали оценивать в нем соотношение белка и обменной энергии. Сюда же надо добавить соотношение кальция и фосфора, других питательных веществ и витаминов. Мы должны считать выход с гектара не кормовых единиц, а энергии, выход сырого протеина. Весь мир так определяет уровень хозяйствования при заготовке травяных кормов, опираясь именно на их качество, энергетику. Необходимо готовить не просто вал объемистых травяных кормов, а с высокой энергетической ценностью. Мы тоже будем переходить на новую оценку кормов. На этот счет уже разрабатываются соответствующие программы.

Будем вносить предложение, чтобы на следующий год в основе оценки лежало качество заготавливаемого фуража по питательности, выходу энергии и сырого протеина с гектара. Главное, сельхозпроизводитель должен добиваться, чтобы кормовой рацион обеспечивал невысокую его стоимость, высокую продуктивность, улучшая здоровье животного. Это главная цель животноводства.

Сразу два вопроса поступило на прямую линию от директора ОДО «Гимерот» из Орши Н. Н. Цалко:

— Согласно Приложению к постановлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 3 апреля 2012 года № 21, фиксированная цена на молоко коровье первого сорта составляет 2555 тысяч рублей за 1 тонну базисной жирности. Планируется ли увеличение стоимости молока, закупаемого у населения для государственных нужд?

— Объемы поставок молока, закупаемого у населения для государственных нужд, не устанавливаются. В связи с чем закупочная цена на него регулированию государственными органами не подлежит, а определяется на договорных условиях.

Вместе с тем для поддержки развития личных подсобных хозяйств Министерством сельского хозяйства и продовольствия принято решение, что договорные цены на молоко, закупаемое у населения, не должны быть ниже цен молока первого сорта, поставляемого в счет государственных нужд сельскохозяйственными организациями. Исходя из экономических возможностей, качества поставляемого молока, молочные заводы могут самостоятельно принимать решения о его оплате по более высоким ценам.

В то же время Минсельхозпродом осуществляется определенное повышение закупочных цен. С 2011 года они увеличены в 2,65 раза.

Кроме того, на молоко, закупаемое в личных подсобных хозяйствах, за счет средств республиканского бюджета выплачиваются надбавки в размере 90 рублей за каждый килограмм молока 3,6-процентной жирности.

Действующие закупочные цены позволяют возместить сельскохозяйственным организациям в текущем году рост стоимости материально-технических ресурсов, используемых для его производства, и получить прибыль.

Дальнейшее увеличение закупочных цен будет производиться с учетом финансового положения молокоперерабатывающих предприятий и складывающейся конъюнктуры внешнего рынка.

— В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 ноября 2008 года № 1798 «О некоторых вопросах развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан», оплата услуг по заготовке молока у населения организациями, перерабатывающими молочную продукцию, производилась в размере 20 процентов от закупочной цены первого сорта, установленной в соответствии с законодательством. Но на основании постановления Совмина от 29 октября 2012-го № 986 данный пункт утратил силу. Поясните, каким образом услуги по заготовке молока для государственных нужд будут осуществляться в связи с принятием данного документа?

— В соответствии с действующим законодательством оплата услуг по заготовке молока у населения будет осуществляться на договорной основе между перерабатывающими организациями и субъектами, осуществляющими его заготовку, исходя из затрат, связанных со сбором и доставкой молока до центральных пунктов сбора.

Кроме того, подлежат дополнительной оплате расходы по транспортировке молока от центральных пунктов его сбора до молокоперерабатывающих организаций.

ВОПРОС «БН»: Аграрии все чаще высказывают предложения, чтобы «Белгоспищепром» делился своими доходами за поставляемую на перерабатывающие предприятия сахарную свеклу. Какова позиция на сей счет Минсельхозпрода?

— Мы рассматривали этот вопрос на коллегии министерства. На наш взгляд, необходимо формировать кооперативно-интеграционные структуры, чтобы те, кто производит сегодня сырье, могли свободно входить и в переработку, и в реализацию. И часть прибыли, которую получает переработчик, распределять, естественно, по удельному весу и сельхозпроизводителю. Хотя сахарные заводы финансируют покупку семян, удобрений, но они сегодня находятся в более выгодных условиях в отличие от производителей сырья. Однако нельзя не учитывать и то, что у тех же сахароваров тоже немало проблем. Им необходимо погашать свои финансовые обязательства, кредиты, которые брали на модернизацию и переоснащение предприятий. Прибыль у них формируется немалая, но и объем денежных средств, который необходимо возвращать, большой. Проблема эта требует более глубокого изучения.

— Вас беспокоит Владимир Петрович из деревни Щербово Ляховичского района. В хозяйстве при уборке теряется много продукции, в том числе и льна. А ведь лен — это наше второе золото в Беларуси.

Автор поделился и другими проблемами, которые, на его взгляд, требуют вмешательства на уровне Минсельхозпрода и других ведомств.

— С изложенными вами проблемами надо разбираться на месте. Если эти факты подтвердятся — руководитель должен за это ответить.

Проблема с кадрами на селе, о чем вы говорили, существует. Необходимо укреплять дисциплину и профессиональную подготовку. Специалистов будем готовить и в наших учебных заведениях, и на примере базовых хозяйств, где эффективно работают новые технологии.

ВОПРОС «БН»: В последние годы устанавливались квоты на поставку отдельных видов сельхозпродукции в Россию. Прорабатывается ли аналогичная программа на следующий год.

— Размер квот прорабатывается с учетом наших предложений. Окончательного решения пока не принято. При этом надо сказать, нынче на экспорт поставлено 60 процентов всей мясо-молочной продукции. Нам хотелось бы больше процентов на 20. Ведь мы ставим задачу прирасти сырьем, а значит, и увеличить экспорт.

— Леонид Константинович, обращаются к вам фермеры Жлобинского района. На одном из совещаний, которое проходило на Гомельщине, поднимались проблемные вопросы развития фермерских хозяйств. В частности, было озвучено, что разрабатывается проект программы их развития на 2011—2015 годы. За это время вышло не одно постановление Совета Министров о вопросах деятельности КФХ. Но прошло уже два года, а вышеуказанная программа так и не разработана.

Что касается постановления № 645 от 20 мая 2011 года, то большинство пунктов из этого документа не работает. В частности, фермеров собирались наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции дотировать средствами из бюджета, предусмотренного на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность, оказывать господдержку по лизингу, мелиорации земель, защите растений, семеноводству, ветеринарному и племенному делу, распределять закупаемые за счет бюджетных средств ГСМ. Но сегодня сельхозтехнику можно взять в коммерческий лизинг. Однако объемы производства и денежных средств многих фермерских хозяйств не позволяют этого сделать. Можем ли мы рассчитывать на государственный лизинг тракторов и других сельхозмашин? Почему фермеры Гомельской области не могут взять в гослизинг трактора МТЗ-1221? Может быть, стоит создать индивидуальную линию лизинга фермерских хозяйств на тракторы, выделять отдельной строкой бюджетные средства на удобрения, семена, средства защиты растений, мелиорацию, ГСМ?

— В 2011 году Минсельхозпрод поддержал инициативу областных организаций крестьянских (фермерских) хозяйств по разработке проекта Государственной программы развития и поддержки крестьянских фермерских хозяйств на 2011—2015 годы. Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия от 18 октября 2010 года № 485 была создана рабочая группа по разработке проекта программы, она подготовила проект программы, который не был поддержан республиканскими органами государственного управления и не согласован в установленном порядке в силу ряда причин.

Нецелесообразность разработки программы для фермерских хозяйств главным образом мотивировалась тем, что они являются организациями АПК и вправе участвовать во всех государственных программах и мероприятиях по сельскому хозяйству. Причем в республике созданы неплохие правовые условия для развития и поддержки фермерских хозяйств. Возникает только проблема соблюдения законодательства, обеспечения равных условий государственной поддержки фермерских хозяйств наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции, укрепления материально-технической базы, совершенствования земельных отношений в фермерском секторе.

Вместо программы Советом Министров Республики Беларусь 20 мая 2011 года было принято постановление № 645 «О некоторых вопросах деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств», которое рекомендует местным исполнительным и распорядительным органам для фермерских хозяйств обеспечить наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции:

  • за счет средств бюджетов, предусмотренных на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность, оказание государственной поддержки по материально-техническому снабжению, приобретению (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкованию почв, защите растений, семеноводству, ветеринарному и племенному делу, научному обслуживанию, а также по иным направлениям, связанным с сельскохозяйственной деятельностью таких хозяйств;
  • содействие в привлечении кредитов банков для строительства, реконструкции, капитального ремонта, модернизации и технического переоснащения производственных объектов и осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • распределение закупаемых за счет бюджетных средств материальных ресурсов (техники, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений и другого) в зависимости от площади земель сельскохозяйственного назначения с учетом их кадастровой оценки;
  • участие в реализации государственных и региональных программ в сфере агропромышленного комплекса, программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Облисполкомы обязаны ежегодно (по полугодиям) информировать Совет Министров Республики Беларусь о выполнении вышеназванных положений.

В 2011 году фермерским хозяйствам по различным направлениям оказано государственной поддержки на 86,8 миллиарда рублей.

Вопрос совершенствования господдержки фермерских хозяйств мы предполагаем обсудить в ближайшее время в Минсельхозпроде.

Что же касается выделения техники, то Указом Президента от 24 января 2011 года № 35 предусмотрено выделение ее фермерским хозяйствам на условиях финансовой аренды (лизинга).

Поставка тракторов и сельскохозяйственной техники предприятиям агропромышленного комплекса (фермерским хозяйствам) по договорам финансовой аренды (лизинга) осуществляется через РО «Белагросервис» и областные организации агросервиса в соответствии с перечнями, сформированными и утвержденными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию областных комитетов.

— Добрый день, Леонид Константинович! Звонит вам Володько Галина Дмитриевна из Минского района, специалист по биологической защите растений. Меня интересует ваше отношение к биологическому методу защиты растений. Есть ли перспектива развития этого метода в Беларуси?

— Отношение положительное. Все, что можно защитить, не применяя химии, будем только приветствовать.

— Планируется ли разработать систему распределения господдержки сельхозпроизводителей из расчета на гектар пашни или гектар сельхозугодий, или на тонну произведенной или реализованной государству продукции? Существующая система не позволяет небольшим хозяйствам рассчитывать на господдержку.

Руководитель фермерского хозяйства КСХ «Озимка», Лепельский район

— В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2013 год» бюджетные средства выделяются юридическим лицам, осуществляющим деятельность по производству продукции сельского хозяйства и рыбоводства. В эту категорию попадают и небольшие хозяйства, к которым относятся и фермерские.

В соответствии с Законом средства местных бюджетов на поддержку текущей деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, предусмотрено распределять по нормативам, определяемым в размере 50 процентов средств пропорционально площади земель сельскохозяйственного назначения с учетом их кадастровой оценки и 50 процентов — пропорционально объемам производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому поддержку имеют все организации, осуществляющие деятельность по производству продукции сельского хозяйства.

За получением государственной поддержки на осуществление текущей деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, необходимо обращаться в областные исполнительные комитеты.

— Я — 62-летний агроном из РУП «Витебскэнерго», филиал «Тепличный» Оршанского района. Теперь на пенсии. В тезисах, опубликованных в «Белорусской ниве», вы ставите задачу больше заниматься травосеянием, зернобобовыми, но у нас в районе 90 процентов площадей — мелиорированные земли, торфяники, глина, много заболоченных лощин…

— А клевера растут?

— Растут.

— Значит, сейте клевера. Сейте только то, что растет на ваших землях.

— И второй вопрос. МТФ «Зелино» стоит на заболоченном участке, который постоянно подтапливается. Более того, он зарос борщевиком, который уже и деревню «захватывает». Просили навести порядок, но нам говорят, что денег нет. Как бы помочь с этой проблемой разобраться?

— А чего вы в свое время развели борщевик? Что касается фермы — надо изучать ситуацию на месте. Беру на контроль.

Кстати, возвращайтесь на работу. Какие ваши годы, сила есть — надо работать. Тем более что законодательство сегодня позволяет и пенсию получать, и зарплату.

— Леонид Константинович! Звонит вам Василий Васильевич Глуздаков из Гомельского района. Внимательно прочитал ваш глубокий и содержательный доклад, опубликованный в «Белорусской ниве». Но есть одно предложение: восстанавливать плодородие почв преимущественно за счет внесения органических удобрений. И еще я бы посоветовал тезисы доклада рассмотреть во всех районах, чтобы руководители и специалисты райсельхозпродов, сельхозпредприятий изучили его, проанализировали и приняли к действию.

— Спасибо, дельное предложение. Оно заслуживает внимания.

— Здравствуйте, это говорит бывший журналист «БН», пенсионер Виктор Леганьков. Внимательно прочитал тезисы доклада и почувствовал тревожное ощущение. Там, где речь идет о технологических моментах, скажем, кормить кукурузой или клевером, это понятно. Но основное в докладе — стратегические, если не сказать политические, вопросы. Я имею в виду предложение о распределении прибыли в сельхозпредприятиях. Вы подняли очень серьезный пласт, хватит ли сил? Было бы неплохо посмотреть на опыт Машерова, как он проводил реформы на селе. Я желаю вам всяческих успехов, поднять и осуществить то, что вы задумали. Буду искренне болеть за вас.

— Спасибо за понимание проблемы и поддержку. При этом хочу сказать, ни о каких политических реформах речь не идет. Должны идти экономические преобразования, чтобы модернизировать нашу экономику, производство. При вступлении Беларуси в ВТО ситуация усложнится. Будет гораздо труднее продать дорогой продукт, который сегодня производится на селе. Поэтому надо модернизировать отрасль с таким расчетом, чтобы повысить ее эффективность. С наименьшим количеством людей производить больше продукции и на этой основе иметь добавленную стоимость и источник для заработной платы. Времени остается мало — за два-три года мы должны научиться хозяйствовать в новых условиях, считать деньги. К этому должны быть приобщены и руководители, и специалисты, и конкретные работники. Все должны болеть за судьбу своего хозяйства.

— Очень важно, чтобы в итогах работы была материальная заинтересованность.

— Надо дать возможность сельхозпредприятиям часть прибыли распределить среди всех участников: руководителей, специалистов, тех работников, которые создавали и формировали эту прибыль. Мы хотим на базе государственной собственности делить не тракторы, коров и землю, а конечный продукт, прибыль. Каждое сильное прибыльное хозяйство будет укреплять государство. Необходимо это узаконить, то есть на государственном уровне принять нормативный акт. Тогда и бесхозяйственности не будет, каждый начнет болеть и отвечать за конкретный результат. Каждый должен найти себя в агробизнесе.

— Беспокоит вас Сергей Федорович Карпенков, Дрибинский район. Я бывший работник управления сельского хозяйства и продовольствия. Мы сегодня много говорим о модернизации, а у нас даже на новых комплексах надои невысокие. Доярок не хватает. Мне кажется, что главное — не материальная заинтересованность, а собственность. Если фермы, например, отдать в частные руки, чтобы появился хозяин, собственник, тогда и толку будет больше. Надо постепенно продвигаться к частнику.

— Сколько вам лет?

— 46.

— Где работаете сейчас?

— С марта веду личное подсобное хозяйство.

— Так давайте договоримся, и возьмете у себя ферму в собственность.

— Ну, это знаете... как вам сказать, может быть… Я на данный момент не готов.

— Ну как не готовы? Вы говорите про частную собственность, я вам предлагаю ее. Узаконим это и начнем с вас. А потом будем ездить к вам за опытом.

— Это предложение, конечно, интересное, но надо подумать. Не готов пока его принять.

Кстати, немало позвонивших говорили о недостатках в структуре севооборота. Многие руководители сельхозпредприятий сетовали на то, что им диктуют сколько чего сеять. На Витебщине, например, в структуре севооборота зерновые в некоторых районах занимают более 65 процентов.

— Это перекосы в земледелии. Административным путем кто-то берет на себя смелость насаждать такую структуру посевных площадей, и именно колосовыми. Нельзя этого делать! Аграрии сегодня должны понимать, что если мы будем засевать пашни зерновыми культурами более 55 процентов, то будем снижать плодородие, урожай. Другое дело, может, кому-то не нравится лен сеять, но это нужно делать и получать качественную продукцию. Если земли пригодны, хозяйство расположено в зоне льнозавода — надо заниматься этой культурой. Тогда это будет не мешать, а, наоборот, помогать экономике хозяйства.

На прямую линию к Леониду Зайцу обратился житель Смолевичского района Шинкарев Александр. Он хотел обменять восемь телок весом 250—300 килограммов на молодняк племенных лошадей. Ему предложено приобрести племенной молодняк лошадей русского тяжеловоза в КУСП СГЦ «Вихра» Мстиславского района. Телок, 8 голов, принадлежащих Шинкареву, закупит это же хозяйство.

Аналогичные вопросы поступили и от других читателей «БН». Остальные обращения требуют проверки на местах. Но ни одно из обращений не останется без внимания. Ответы на них обратившиеся на прямую линию получат в индивидуальном порядке.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»



Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter