За добрые глаза и ласковые руки… 100 лет со дня рождения Клары Лучко

Знаменитый Эльдар Рязанов вспоминал про Клару Лучко, которой восторгался со студенческих лет (они оба учились во ВГИКе): «…Она была немыслимая красавица: высокая, статная, яркая. О ней даже подумать было страшно. Во всяком случае мне. Она казалась гордой, неприступной, недосягаемой… У нее были какие‑то заоблачные успехи: прекрасно сыгранная роль Ульяны Громовой в институтской постановке Герасимова «Молодая гвардия». Буквально через год после этого она уже снималась в большом кино. В знаменитом фильме знаменитого Пырьева «Кубанские казаки» она сыграла роль Даши Шелест. И в свои 26 лет стала лауреатом Сталинской премии».


Ее снимали великие режиссеры: Александр Довженко, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Сергей Герасимов, Иосиф Хейфиц, Владимир Корш‑Саблин, Ян Фрид, Татьяна Лиознова… Международный биографический центр в Кембридже назвал ее «Женщиной тысячелетия» за вклад в мировой кинематограф. На зарубежных кинофестивалях Клару Лучко поклонники со всего мира готовы были разобрать на сувениры, а она оставалась простой, доброй и душевной.

Родители Клары Лучко происходили из запорожских казаков, а сама она называла себя в шутку трижды казачкой — и из‑за родословной, и из‑за съемок в фильмах «Кубанские казаки» и «Цыган». Родители будущей актрисы поднимали сельское хозяйство, из‑за этого они редко бывали дома: «Долг и судьба бросали их по малым городам и весям — туда, где нужно было организовать колхоз или вытащить отстающий совхоз. Они были районщиками, теми, кто всегда находился в гуще дел, поднимал людей и вел их за собой». Мать воевала в Гражданскую, отец ушел на фронт в Великую Отечественную. Во ВГИК юная Клара Лучко решила поступать, когда жила с матерью и тетей в эвакуации в казахстанском городе Джамбуле, прочитав, что режиссер Сергей Герасимов в Алма‑Ате (туда была вывезена киностудия «Мосфильм») будет набирать курс. Всю жизнь Клара Лучко гордилась, что принадлежит к «герасимовцам» — выпускникам знаменитого режиссера.

Правда, сам мэтр, снимая свою «Молодую гвардию», роль Ульяны Громовой внезапно отдал Нонне Мордюковой, а Лучко сыграла тетушку Марину. Зато год спустя, снявшись в «Кубанских казаках» у великого Ивана Пырьева, молодая актриса получила и славу, и всенародную любовь. Ей не досталась главная роль, но работницу колхоза Дашу Шелест полюбили зрители — все 40 миллионов посмотревших картину. А еще ее полюбил Сергей Лукьянов, звездный актер, игравший главную роль — Гордея Ворона. 

«Перед началом съемок и отъездом в экспедицию на Кубань несколько актеров сидели в гримерной. Мы ждали Ивана Александровича Пырьева — он должен был утвердить наш грим. Я сидела на стуле и ждала своей очереди. Открылась дверь, и на пороге появился Сергей Владимирович Лукьянов. Увидев меня, он сказал: «Я пропал!» — и, повернувшись, ушел. После выхода картины на экран мы поженились. А его фраза, сказанная тогда в гримерной, облетела всю Москву», — рассказывала Лучко.

Всю жизнь она боролась, чтобы не стать актрисой одного образа: Герасимов видел в ней тургеневскую девушку — она сыграла у Пырьева колхозницу‑звеньевую, ей вручали роли женщин с трудной судьбой — уговорила Владимира Корш‑Саблина, снимавшего на «Беларусьфильме» свои «Красные листья», отдать ей роль не Стаси, которую изначально предлагали, а Ядвиги, певички из кабаре. «Сцену снимали в ресторане. Я ходила между столиками и пела… Садилась к кому‑то на колени, кому‑то улыбалась, наклонялась к одному, другому…»  
Песня, которую поет героиня Лучко в фильме — «Белая, несмелая ромашка полевая…» (на самом деле ее исполнила Эдита Пьеха), — мгновенно стала популярной, как и картина Корш‑Саблина. А актрису после «Красных листьев» очень долго в шутку называли ромашкой полевой.
«Донецкие шахтеры», «Большая семья» Хейфица, получившая приз на Каннском фестивале, «Двенадцатая ночь» Фрида — первая советская экранизация Шекспира, где Лучко блистала сразу в трех ролях, «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого… Жизнь и карьера складывались успешно, всем на зависть, пока в 1965‑м не скончался скоропостижно любимый муж — Сергей Лукьянов. Как настоящий актер он умер на сцене. Подруга Клары Лучко актриса Лариса Лужина рассказывала: «Лучко тяжело переживала смерть первого супруга, а потом ей встретился журналист Дмитрий Мамлеев. Он был собкором газеты «Известия»… Оба высокие, улыбчивые, красивые… Они действительно подходили друг другу».

Но актрисе предлагали все меньше ролей, пока в 1979‑м Александр Бланк не решил снимать четырехсерийный телефильм «Цыган» о том, как молодая казачка Ксения Пухлякова в годы войны взяла к себе в дом цыганского мальчика, а через некоторое время в деревне появился цыган Будулай… Благодаря Кларе Лучко в картине снялся молдавский актер Михай Волонтир, создавший образ Будулая. И вот в августе 1980‑го четыре серии «Цыгана» показывают по Центральному телевидению СССР. «На нас обрушился шквал писем. Тысячи, десятки тысяч писем… — вспоминала актриса. — Большинство зрителей требовало продолжения…»  
Куда бы она ни приезжала, где бы ни появлялась, простые зрители тут же спрашивали ее: а где Будулай? 
Никто не верил, что любовь героев осталась только на экране, а в жизни артистов связывает крепкая дружба. Да и письма, адресованные Лучко, все чаще начинались со слов: «Дорогая Клавдия!» Спустя шесть лет на экраны вышел фильм «Возвращение Будулая», и шквал народной любви вновь обрушился на актеров.




Конец 1970‑х — 1980‑е были плодотворным временем для Клары Лучко. Одним из ее любимых фильмов стала картина «Тетя Маруся». «Тетю Марусю» взялся поставить на «Беларусьфильме» Марк Брауде, музыку к фильму написал композитор Евгений Глебов. «Я получила сотни писем, — вспоминала Клара Лучко. — А когда одна девочка написала: «Я смотрела фильм несколько раз. Вы мне очень нравитесь, у вас добрые глаза и ласковые руки», — я поняла, что мои старания ненапрасны…»



Клара Лучко до конца выглядела ослепительно молодой и поражала своей светлой улыбкой. «Те, кто может открыто улыбаться, всегда молоды, — говорила актриса. — Открытый человек не держит камня за пазухой. Он не накопил ни зла, ни врагов».

ovsepyan@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter