Задержки с выплатой зарплаты лишь вершина айсберга в проблемах Миорского льнозавода

За длинным волокном с коротким рублем

Правда ли, что Миорский льнозавод, переживающий пока не лучшие времена, хотят закрыть?


СЛЫШАЛИ звон… Вот ведь привычка какая у отдельных коллег из различных газетенок и порталов: выдернуть факт из контекста, добавить черной краски и разнести недостоверную информацию, как сорока на хвосте. Чем хуже для страны, ее регионов, тем лучше для таких писак. Вот и за ситуацию на Миорском льнозаводе они ухватились с той же целью: дескать, безразлична власть, не платит зарплату трудовому народу…


Так ли это? Совсем не так. «СГ», как газета, уважающая своих читателей, которых немало и в Миорском районе, всегда предпочитает точность и достоверность. И немедленно занялась проверкой слухов. Да, не без проблем. Да, с задержками по зарплате. Но, во-первых, эти проблемы всегда на контроле руководства района и завода. А во-вторых, глубокий анализ дел позволил вскрыть проблемы предприятия, которые  требуют скорейшего решения на более высоком — областном уровне. 

ДИРЕКТОР завода Александр Михайлов, с которым немедля связалась «СГ»,  согласен: задержки действительно были, в мае еще не выплатили зарплату за март. Однако это было давно, сейчас  ситуация изменилась к лучшему. Стали поступать платежи за реализованную продукцию, поэтому быстро рассчитались с работниками за апрель. На прошлой неделе начались выплаты за май, которые через некоторое время завершатся. Просматривается возможность  выдачи июньской зарплаты.

 Если бы все беды сводились только к зарплате. На самом деле здесь  целый клубок проблем. Из-за отсутствия  денег  завод  в прошлом году не смог своевременно посеять,  ухаживать за льном и убирать его,  из 800 посеянных гектаров 152 пропали вообще. Остальные дали самую худшую в регионе  тресту средним номером всего 0,66, тогда как по стране — 1. 

Правда, нынче  есть надежда на улучшение дел. Облисполком выделил заводу 230 тысяч рублей помощи. Поддержал и райисполком — 10 тонн топлива. Появилась возможность заправить почву удобрениями, хорошо провести сев, химпрополку. 

Но даже если нынешний урожай будет лучше предыдущего, встает вопрос, как его переработать. Оборудование давно изношено физически и морально. Требует капитального ремонта котельная. Правда, привести в порядок  этот объект тоже поможет областной бюджет.

Разовыми подпитками глобальные проблемы завода  не преодолеть, считает председатель Миорского райисполкома Игорь Кузнецов, с которым мы тоже оперативно связались. Надо принимать кардинальные решения. Есть два их варианта. Первый. Льнозавод продолжит работать, но нужны большие деньги на модернизацию, чтобы соответствовать требованиям времени. У района их нет, надежда только на область. Второй. Предприятие становится филиалом другого льнозавода и в этом случае будет заниматься только выращиванием льна  и уборкой тресты. 

Заместитель гендиректора, начальник управления по производству, переработке и реализации льноводческой продукции РО «Белагросервис» Олег Иванчик сказал «СГ»: «Я за то, чтобы завод сохранить. Ведь в случае его закрытия без работы останутся десятки людей. А где их трудоустроить в небольшом райцентре?» К тому же практика показывает: как только исчезает переработка, район прекращает и выращивание  льна. Между тем площадей под эту культуру по стране из года в год засевается недостаточно.   При плане 55 тысяч гектаров едва набирается 47 тысяч, а к уборке остается и того меньше. В результате Оршанскому льнокомбинату постоянно не хватает длинного волокна, его частично закупают за границей.

У заместителя генерального директора Оршанского льнокомбината Натальи Велюгиной противоположное мнение: завод лучше закрыть. Мотивы? За прошлый год он реализовал комбинату всего 2 тонны длинного волокна и 21 — короткого. (Для сравнения: Дубровенский льнозавод — 460 и 811 тонн.) За 2014-й и 2016-й миорчане  не погасили продукцией авансы на 22 тысячи рублей, которые текстильщики выделяли для выращивания долгунца. Поэтому в нынешнем году они даже не включены в госзаказ. И потом, зачем вкладывать огромные деньги в модернизацию Миорского льнозавода, если после обновления других аналогичных предприятий области их мощности полностью не загружены? Не лучше ли сделать этот завод филиалом какого-нибудь другого и сохранить за ним лишь выращивание льна? Так будет выгоднее.

Наталья Велюгина приводит и такой аргумент: не всегда реконструкция дает ожидаемый результат. Поставский льнозавод обновили, а он за прошлый год реализовал всего 45 тонн длинного волокна. Зато Горецкий, работающий на старом оборудовании, — 370. Новые перерабатывающие линии —  штука хорошая. Но на первом месте всегда мастерство выращивания хорошей тресты. Без этого никакие современные машины не принесут успеха.

КАК видим, мнения полярные. Решающее слово, наверное, должен сказать Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию  Витебского облисполкома. Надо оперативно и профессионально  взвесить все за и против и решить судьбу предприятия. При этом обязательно помнить: сиюминутная экономическая целесообразность не всегда может быть решающей. Главное — трудовой коллектив, судьба каждого, его трудоустройство и благополучие.

gedroiz@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter