Как работает гидрометеоцентр Беларуси

За день до взрыва «Фукусимы»

Сделать прогноз погоды на ближайшие три дня сложнее, чем говорить об изменении климата на предстоящие 100 лет?
Сделать прогноз погоды на ближайшие три дня сложнее, чем говорить об изменении климата на предстоящие 100 лет?

«У природы нет плохой погоды», поется в одной известной всем песне. Лирики с этим, конечно, согласятся. Впрочем, физики, а с ними и другие ученые тоже, только с одной оговоркой: «Нет плохой погоды, если к ней заранее подготовиться». А сделать это, как известно, помогает гидромет. Как он работает, я увидела, побывав недавно в нескольких центрах, и даже на одном из полигонов Росгидромета, который тесно сотрудничает в том числе и с Белгидрометцентром.

Начальник ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр» Анатолий ПОЛИЩУК и заместитель директора главного вычислительного центра Росгидромета Владимир АНЦИПОВИЧ
Начальник ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр» Анатолий ПОЛИЩУК и заместитель директора главного вычислительного центра Росгидромета Владимир АНЦИПОВИЧ.   

Взглянуть из Подмосковья на всю планету

Еще готовясь к поездке, заинтересовалась предстоящим посещением полигона ФГБУ «НПО «Тайфун», что недалеко от российского Обнинска. За непонятной для обывателя аббревиатурой скрывается, ни много ни мало, базовая организация Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ. Именно он позволяет оперативно реагировать на чрезвычайные экологические ситуации, включая аварии на атомных электростанциях, причем находящихся не только на территории СНГ. Более того, в мире есть всего три центра, занимающихся глобальным радиационным мониторингом Земли: один в США, второй — в Австралии возле Мельбурна, третий — здесь, под Обнинском. Именно с этих трех точек по всей Земле, во все гидрометцентры разлетается информация о радиационном, экологическом, гидрометеорологическом состоянии. А иначе — о том, не представляет ли что-то угрозы для жизни на планете.

В составе «Тайфуна» несколько научных институтов, конструкторских бюро, центров метрологии. Все они позволяют делать оперативный мониторинг атмосферы и геофизический мониторинг, отслеживать загрязнение окружающей среды, развивать геоинформационные технологии и гидрометеорологическое приборостроение. Звучит впечатляюще, особенно если ты плохо представляешь то, как вообще прогнозируют любое метеоявление. Наверное, поэтому мое воображение нарисовало сложную картину полигона «НПО «Тайфун» — со множеством оборудования, спутниковых тарелок и прочей космической аппаратуры. На деле нас ждали поле и опушка леса, где стояли незатейливые, не очень высокие антенны. Смотришь под ноги — кругом провода, кабели, соединяющие вышки не то друг с другом, не то еще с чем-то. Чуть в стороне — с виду обычный строительный вагончик — маленький, синенький, с парой окошек. Обхожу его вокруг — десятки проводов ведут куда-то в поле, а внутри датчики, лампочки, экраны — информацию получают прямо со спутников. Говоря научным языком, здесь ведутся наблюдения за процессами, происходящими в верхних слоях атмосферы с использованием радиолокаторов.

Еще одна структурная единица Гидрометцентра России — это научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета». Здесь находится то, что всерьез называют суперкомпьютером. В отдельном помещении стоит ряд шкафов, изобилующих датчиками, лампочками, проводами. Стоит ли, первый раз оказавшись здесь, пытаться понять, как все это работает? Специалисты говорят, техника вполне современная, а главное — полезная и незаменимая. Здешний ситуационный центр тоже помогает контролировать экологическую ситуацию над планетой. Кстати, его появление отчасти связывают с трагедией на японской «Фукусиме». Дело в том, что центр был создан, в том числе для наблюдения за атмосферой в случае взрывов атомных реакторов, а открыли его всего за день до происшествия на «Фукусиме», так что тут же смогли отработать ситуацию на практике.

Передвижная гидрометеостанция.
Передвижная гидрометеостанция.

Синоптики вне политики

Синоптики и другие гидрометеоспециалисты, как они сами то ли шутят, то ли говорят всерьез, вне политики. Поэтому о сотрудничестве в этой сфере между странами можно говорить бесконечно долго. Тесный обмен информацией идет не только между соседями — сотрудничают все без исключения.

— Для того чтобы сделать прогноз погоды для Беларуси, нужно знать метеорологическую обстановку на территории от Владивостока до Рейкьявика, — пояснил специфику прогнозирования погоды начальник ГУ «Республиканский гидрометеорологический центр» Анатолий Полищук на прошедшем в Москве экспертно-медийном семинаре с участием российских и белорусских журналистов.

— Практически все, что у нас есть из информации, мы передаем Беларуси, а Беларусь передает нам в оперативном режиме. К тому же в последнее время появились новые средства измерения. Такие, как доплеровские метеорологические радиолокаторы, и мы с помощью их обмениваемся данными. Каждые 10 минут проводятся наблюдения, которые доступны и нашим специалистам, и вашим, — рассказал, в свою очередь, руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов.

Однако в случае России и Беларуси речь идет не только о рядовом обмене информацией. У стран уже есть несколько совместно реализованных проектов, разработаны общие программы. Когда у руководителей гидрометслужб обеих стран спрашиваешь о начале сотрудничества, они, не задумываясь, отвечают, что оно не прерывалось и с развалом Союза. К слову, сегодня активно работает Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. Он образован в 1996 году — еще до подписания договора о создании Союзного государства. За время его работы реализованы три программы в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, метеорологи двух стран рассмотрели более 600 актуальных вопросов. В октябре 2009 года на заседании Совета министров Союзного государства рассмотрели вопрос «Стратегической оценки последствий изменения климата в ближайшие 10-20 лет на природную среду и экономику Союзного государства».

■ Работа в ситуационном центре «НИЦ «Планета».
Работа в ситуационном центре «НИЦ «Планета».

В данный момент идет разработка Концепции новой совместной программы на 2016—2020 годы «Развитие гидрометеорологической безопасности Союзного государства». Учитывая, что более 70 процентов всех опасных явлений имеют гидрометеорологическое происхождение (ураганы, смерчи, паводки, обильные осадки), в программе решили уделить особое внимание разработке практических мер для гидрометеорологической безопасности обеих стран.

– Главная задача этой программы — предупреждение о неблагоприятных погодных условиях. Это одно из важнейших направлений деятельности гидрометеорологических служб любой страны, поскольку снижение ущерба от опасных гидрометеорологических явлений — одна из приоритетных сфер их деятельности, — пояснил Анатолий Полищук.

Сегодня оправданность прогноза погоды Белгидромета на трое суток 96,2 процента, хотя еще в 2003 году это было 92 процента. Точность прогнозов для авиации доходит до 99 процентов. Приводя такие цифры, Анатолий Полищук акцентировал внимание на том, что специалисты гидрометслужб не предсказывают погоду, а именно прогнозируют — в этом вся специфика работы. Ведь предсказать можно разве что по кофейной гуще, а точный оправданный прогноз — это большая работа со множеством данных. Кстати, по словам специалистов, гораздо сложнее спрогнозировать точную погоду на ближайшие три дня, чем сделать прогноз изменения климата на предстоящие 100 лет — такая уж парадоксальная наука.

По словам Анатолия Полищука, для увеличения оправданности прогноза даже на десятую долю процента требуются значительные вложения в технику, вычислительные комплексы и подготовку специалистов. Благодаря работе Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды развитие получили дистанционное зондирование земли, радарная метеорология (доплеровские метеорологические локаторы), численное моделирование погоды. В вопросах подготовки и переподготовки специалистов Белгидромет сотрудничает с Российским гидрометеорологическим университетом и Московским гидрометеорологическим колледжем.

— В Беларуси не осталось ни одного НИИ и образовательного института, которые готовили бы гидрометеорологов. В России же немало подобных институтов. Но РФ — очень большая страна, и, разработав методику, ученым необходимо понять, как она сработает на практике. В качестве экспериментальной площадки зачастую выступает Беларусь, где проходит апробация новых методик и программ, изобретенных российскими учеными-гидрометеорологами. Традиция использовать Беларусь в качестве полигона для испытаний идет еще с советских времен, — рассказал Анатолий Полищук.

Кстати, незадолго до состоявшегося в начале декабря в Москве семинара, специалисты Гидрометцентров двух стран собирались для обсуждения рабочих вопросов в Минске. В частности, тогда речь шла о совершенствовании методов прогнозирования засух и лесных пожаров — весьма актуальных вопросов для обеих стран.


Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter