За что стоит давать премии

Производство и реализация плодово-ягодных вин будут прекращены

Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович во время открытия торгово-логистического центра РУП «Минск Кристалл» 21 ноября заявил журналистам, что производство и реализация плодово-ягодных ординарных вин в Беларуси будут прекращены с 1 января 2013 года. Судя по всему, процесс этот будет плавным, но неуклонным.

Он пояснил, что накануне на заседании Президиума Совета Министров после обсуждения вопроса было решено, что этой продукции после 1 января не останется ни в продаже, ни в производстве. Ее заменят вина улучшенного качества, которые действительно можно назвать вином. Также премьер сообщил, что правительство внесло на рассмотрение в Палату представителей предложение: наделить местные администрации правом вводить определенные ограничения на реализацию плодово-ягодных вин по разовым мероприятиям.

Такие шаги — логичное продолжение ранее начатых действий по сокращению производства и потребления «недорогих, но хороших» напитков. В то же время, возможности проникновения на наш рынок алкоголя невысокого качества из стран ЕЭП жестко ограничены и предотвращаются самим порядком регулирования импорта. Есть институт специмпортеров, акцизная защита, поэтому отечественный рынок полностью защищен от такого проникновения. Весь продукт на внутреннем рынке должен быть качественным, и никаких скидок и поблажек больше не будет. А предприятиям, которые производили пресловутое «чернило», придется продолжить переориентацию своего производства.

Между тем в январе—октябре этого года через розничную торговую сеть было реализовано алкогольных напитков и пива на 13,2 трлн. рублей, что в розничном товарообороте торговли составляет более 10 %. Этот розничный товарооборот за 10 месяцев 2012 года достиг 124,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем—октябрем 2011 г. в сопоставимых ценах на 13,8 %. В торговле он возрастал быстрее, чем через все каналы реализации, где товарооборот составил 112,4 % к уровню 10 месяцев прошлого года. Розничный товарооборот торговли организаций потребительской кооперации за этот же период достиг 14,1 трлн. рублей (в сопоставимых ценах это прирост на 2,2 %).

Но в статистике товарооборота представляет интерес структура реализации алкогольных напитков и пива. Она в этом году изменилась. Значимое событие: с 45 % до практически половины выросла доля водки. Ее продажи за 10 месяцев — 10 005,1 тысячи декалитров. Пива за это же время продано более 29 млн. декалитров, что на 1,2 % больше прошлогоднего. Но доля пенного напитка в общем объеме потребления достигла только 14,6 %. Получается, не оправдались надежды тех, кто говорил о вытеснении крепких напитков пивом. И продажи виноградных вин выросли не так сильно, как можно было бы ожидать: на 2,2 %, до 2 млн. 563,6 тысячи декалитров, игристые вина и шампанское — на 6,1 %, до 1 млн. 116,3 тысячи декалитров. Зато заметный прогресс наметился в сокращении потребления плодовых вин. Их доля упала с 28 % до 22,1 %. Меньше на 7,4 % реализовано ликероводочных изделий, на 24,7 % упали продажи коньяка и бренди.

Итак, люди стали меньше покупать «плодово-выгодные» напитки. Это, конечно же, плюс. Но баланс сразу переместился в сторону не столько пива и высококачественного дорогого алкоголя, сколько в сторону водки. С одной стороны, это лучше, чем преобладание продукта сомнительного уровня. С другой — любой рост потребления алкоголя — это в конечном итоге плохо для общества. Статистика доказывает в том числе, что проблема не решается какими-то простыми способами. Необходима комплексная работа всех заинтересованных, прежде всего облеченных властными полномочиями. Главное — сломать устоявшийся годами механизм, когда плановые показатели и рост реализации оказывались важнее человеческих судеб. И, наверное, самым хорошим показателем было бы постепенное снижение доли алкогольных напитков в товарообороте. Притом, что сам розничный товарооборот продолжал бы расти. Вот за это и следует давать премии и объявлять поощрения. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter