Как заинтересовать школьника чтением литературы, заданной на лето?

За что сидел Якуб Колас?

Как же все-таки добиться, чтобы школьники читали книги летом, когда они особо не перегружены?
Дети снова сели за парты. Не знаю, пишут ли сейчас они сочинение на тему “Как я провел лето”. Тем не менее перед началом каникул учителя предложили им список книг, рекомендуемых к прочтению. К сожалению, во многих школах этот перечень превратился в пустую бумажку: педагоги не требуют от учеников ведения читательских дневников и в сентябре даже бегло не опрашивают их, какие книги детям понравились, что запомнилось. Да и родители нередко оставляют список литературы без внимания.

Как же все-таки добиться, чтобы школьники читали книги летом, когда они особо не перегружены? Чтобы решить эту нелегкую задачу, родителям и учителям придется действовать сообща. Прежде всего надо вызвать интерес детей к книгам, включенным в список. Например, рассказать им факты из писательских биографий, подробности создания произведений. Якуб Колас, когда сидел в 1911 году в минской тюрьме, часто вспоминал свое детство, родные места. Именно тогда у него родился замысел “Новой земли” — работа над поэмой началась в заключении и была окончена уже на свободе. Такие сведения помогут школьнику глубже прочувствовать книгу, лучше понять автора, неизбежно повлекут вопросы: за что и как долго находился в тюрьме Колас? Как ему удалось заниматься там творчеством?
Или, к примеру, можно вместе с ребенком прочитать заданный на лето “Карлик Нос”, а потом посмотреть мультфильм по этой сказке Вильгельма Гауфа, чтобы сравнить книгу и экранизацию. Нет ничего плохого в том, чтобы посоветовать детям прослушать радиоспектакли по книгам Астрид Линдгрен — все обаяние книжных историй в них сохранено. Хорошая аудиокнига — это новое прочтение произведения. Слышали ли вы, как читает “Евгения Онегина” Иннокентий Смоктуновский?

Если же, допустим, школьник считает скучной поэму “Хамуціус” Аркадия Кулешова, можно предложить ему посмотреть ее в театре или обратить внимание на любовную лирику поэта: “Ты імкнулася ў далеч прастораў // бясконцых марскіх, // Я ж — да сэрца твайго, // дзесь схаванага ў нетрах лясных”. Вдруг юноша отправит любимой девчонке эти строки эсэмэской?

Главное, чтобы душа ребенка, подростка отозвалась на зов писателя. Чтобы литература стала близкой, понятной, нужной ученику. Этого нельзя добиться без дополнительных усилий со стороны родителей и педагогов, поиска нестандартных подходов к обучению, преподаванию литературы. Взрослым нужно самим любить читать, хорошо знать предмет. Но главное — уметь вступать с детьми в диалог о литературе, стараться быть с ними на равных и не поучать свысока, навязывая свой литературный вкус.

Безусловно, школьники вправе читать те книги, которые нравятся прежде всего им самим. И говорить о них открыто. Фантастика, фэнтези, детективы, ужастики, любовная литература — вы не поверите, но книги этих жанров, столь привлекательных для школяров, уже включены в списки для летнего чтения. В частности, в финских школах. А Финляндия, к слову, опережает весь мир по уровню и качеству среднего образования. Может, пора присмотреться к опыту этой страны и нам?

pavel.abramovich@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter