За что продал, за то и купил…

Отрицательное внешнеторговое сальдо стало мигренью для белорусского Министерства экономики...

Хороших соседей всегда отличает   взаимовыручка. Один другому дрель одолжит на пару дней дачный домик починить, а тот свежими овощами с грядки отблагодарит. Так или иначе, но паритет сохраняется. Аналогичный метод применяется в сотрудничестве между странами —  «ты мне, я тебе и чтобы всем было выгодно». Формула, которая пока не полностью используется Беларусью во внешней торговле.

Отрицательное внешнеторговое сальдо стало мигренью для белорусского Министерства экономики. Белорусская промышленность обладает неплохим экспортным потенциалом, но перекрыть импорт пока не удается. На чужой рынок даже с качественным товаром прорваться непросто. Нигде не ждут с распростертыми объятиями, необходимо пробираться сквозь плотный строй конкурентов, которым дома и стены помогают. Кардинально выравнять баланс за счет сокращения импорта тоже невозможно. Основу иностранных поставок составляют сырьевые ресурсы и энергоносители, без которых не обойдешься, а также промышленное оборудование и технологии, которых нет в Беларуси, — товары, также необходимые для модернизации промышленности.

Свернуть поставки инвестиционной продукции в республику невозможно. Но за счет именно этих поставок можно значительно увеличить поток белорусской продукции на внешний рынок. В мировой практике нередко применяется такое требование к иностранным поставщикам, как экспортная квота. Особенно когда речь идет о закупках за счет государственных средств. Схема проста, но очень эффективна: хочет российский или украинский производитель поставлять свое оборудование — пожалуйста. Но одно из условий сделки — импортер приобретет на определенную сумму белорусские товары либо разместит на наших предприятиях свои заказы. Такой алгоритм достаточно активно применялся восточно-европейскими странами в 90-х годах. Например, Румыния по такой схеме закупала «боинги» у американцев.

Возможно, такой подход и не выравняет сальдо полностью, но будет этому способствовать. Правда, придется пересмотреть некоторые подходы к проведению закупок. В Беларуси действует весьма жесткое законодательство, регулирующее расходование бюджетных средств. При проведении закупок за «государственный счет» поставщик в большинстве случаев выбирается через тендер. Конкурсные торги — механизм действенный, если есть желание приобрести товар с самым выгодным соотношением цена — качество. Но, на мой взгляд, в некоторых случаях есть смысл на государственном уровне выбирать стратегического поставщика, а не проводить десятки тендеров по закупке однотипного оборудования разными субъектами хозяйствования.

Например, сегодня десятки компаний предлагают на отечественном рынке котлы на местных видах топлива. И замечательно, пусть стараются привлечь потребителя. Но для реализации государственных программ, возможно, целесообразнее провести тендер и выбрать одного стратегического партнера. В договоре сразу прописать все условия, определить цены, обстоятельства, по которым они могут изменяться, ответственность сторон… И пусть 1—2 иностранных производителя отвечают за поставку определенного типа котлов, которые закупаются с участием бюджетных средств. И это нисколько не будет являться нарушением принципов свободной конкуренции, пропагандировать которую так любят европейские члены ВТО на чужой территории.

Зато появится возможность предъявлять дополнительные условия к таким стратегическим партнерам. Например, по той же экспортной квоте. И тогда эффективность импорта значительно повысится. Несомненно, найдутся скептики такого подхода. Скажем, зачем российскому производителю станков продукция нашего легпрома или кондитерской отрасли? Но это уже проблема не белорусской стороны.

Мы-то выступаем в качестве покупателей, которые всегда правы и могут диктовать свои условия. Особенно сегодня.

Не надо страдать ложной скромностью: отечественный рынок оборудования — лакомый кусочек даже для крупных международных корпораций. В республике вкладываются колоссальные средства в модернизацию основных фондов. Только на инновации в энергетике в этом году направлено около миллиарда долларов. И за такие деньги производители энергетического оборудования будут готовы побороться. Особенно когда на кону будет стоять не единичная закупка, а долговременное сотрудничество и серьезные объемы поставок.

Кстати, некоторые белорусские экспортеры пытаются всерьез и надолго прописаться в российских правительственных программах. Например, «Могилевлифтмаш». Сейчас в России на бюджетные средства в ряде городов проводится обновление лифтового хозяйства. Но, как отметили руководители предприятия, одно дело участвовать в тендерах на поставку десятка-другого лифтов и совсем другое — поставлять в рамках программы сотни единиц. Тогда появится возможность гарантированно загрузить мощности, согласовать графики поставки с потребителем, отрегулировать под него производственный цикл, улучшить логистику поставок сырья и комплектующих… Снижаются издержки, падает себестоимость продукции, а значит, и потребителю более выгодную цену можно предложить. Опт всегда дешевле, чем розница, — торгово-экономическая аксиома.

К сожалению, многие закупки в республике производятся децентрализованно и разрозненно. И нарушений при проведении тендеров встречается немало, и входящий контроль качества не всегда оказывается на должном уровне, да и по цене победители торгов не всегда самые дешевые… Госконтроль потом, конечно, наказывает виновных, но каждую же сделку не проконтролируешь. Впрочем, интересы субъектов хозяйствования в большинстве случаев соблюдаются, но есть же еще и национальные макроэкономические приоритеты. И когда используются бюджетные средства, про них забывать не стоит. По крайней мере, миллиардные импортные поставки пока не способствуют увеличению экспорта.

Дабы не быть голословным, во время энергетической выставки провел небольшой опрос. Представители российских производителей запорной арматуры и трубопроводов высокого давления —«Чеховского завода энергетического машиностроения» и «Энергомаша» — отметили: ежегодно белорусские предприятия закупают такого оборудования на десятки миллионов долларов. В тендерах побеждают разные предприятия. Но если бы российским предприятиям предложили обслуживать нашу энергосистему оптом, то цену на продукцию можно было бы снизить, как минимум, на 20 % по сравнению с той, которая предлагается при единичных закупках. Кроме того, эти компании готовы были бы рассмотреть и дополнительные условия. Например, по продвижению белорусской продукции на российском рынке или плотному кооперационному сотрудничеству с отечественными предприятиями…

Странно, что промышленники и энергетики не внедрили в практику заключение годовых договоров с фиксированными ценами. Или тому же ГПО «Бел-энерго» лишние скидки не нужны?! Конечно, для длительного контракта пришлось бы более тщательно изучать рынок, отбирать поставщиков. Работа серьезная. Но если не лениться, а потрудиться, можно сэкономить миллионы долларов.

Подробно проблемы внешнеэкономической деятельности и сотрудничества будут рассмотрены на Международной практической конференции «Развитие внешнеэкономических связей: новые возможности и инструменты развития экспорта, поиска деловых партнеров, привлечения инвестиций», которая пройдет в Национальной библиотеке 25 ноября 2008 года. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter