За что придется платить?

Российский закон о платежных терминалах просят доработать Вряд  ли сегодня найдется человек, который бы ни разу в жизни не пользовался платежным терминалом. А жители крупных городов вообще к ним так привыкли, что, например, услуги сотовой связи оплачивают исключительно по терминалу или через банкомат. Согласно статистике, такими услугами ежедневно пользуются в России до 15 млн человек.  Быстро, удобно. А главное, в большинстве случаев эти услуги обходятся вообще бесплатно. 

Российский закон о платежных терминалах просят доработать

Вряд  ли сегодня найдется человек, который бы ни разу в жизни не пользовался платежным терминалом. А жители крупных городов вообще к ним так привыкли, что, например, услуги сотовой связи оплачивают исключительно по терминалу или через банкомат. Согласно статистике, такими услугами ежедневно пользуются в России до 15 млн человек.  Быстро, удобно. А главное, в большинстве случаев эти услуги обходятся вообще бесплатно. 

Но  все это очень скоро может кончиться. И самым плачевным образом для россиян. Во-первых, придется платить за услуги. И, возможно, дорого. Во-вторых,  количество терминалов сократится. Почему? А просто потому, что  начнет действовать принятый Госдумой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ закон о платежных терминалах. Отмечу для начала, что, по подсчетам Ассоциации российских банков (АРБ), в прошлом году оборот небанковских систем превысил 10 млрд долларов. В России существует 350 тыс. точек приема моментальных платежей, 40 тыс. банкоматов имеют функцию моментальной оплаты услуг. Новый закон обязывает ставить в терминалы фискальные регистраторы, которые могут обойтись терминальщикам в сумму до 7 млрд рублей.  По подсчетам банкиров, треть банкоматов вообще придется закрыть, так как они не приспособлены для оснащения фискальным регистратором. Проблема еще и в том, что те фискальные регистраторы, которые сегодня есть, разрабатывались для кассовых устройств. А за кассой сидит кассирша, и она всегда может поправить, к примеру, съехавшую набок бумажную ленточку. В терминале, понятно, никто не сидит, значит, если ленточка соскочит, работа терминала будет заблокирована. Кроме того, касса снимается два раза в день, одновременно снимается информация, а данные регистратора обнуляются. Теперь получится, что и к терминалу ежедневно (а лучше дважды в день) должен приходить сотрудник, снимать информацию и обнулять данные. Ежедневное обслуживание, по словам экспертов, удорожает обслуживание примерно на 1 тысячу рублей по каждому терминалу. Прибавим к этому затраты на их покупку. Обычно комиссионная прибыль от терминала – около 3–4 тысяч в месяц. Чтобы сохранить прибыль, придется  вводить и повышать комиссионные.
Короче, как ни крути, с 1 января 2010 года, когда законы должны вступить в силу, деятельность по приему моментальных платежей будет или полностью заблокирована (вспомним введение акцизных марок на алкоголь), или существенно затруднена. Другими словами, можно смело констатировать, что закон никоим образом не улучшит обслуживание потребителей, не сделает моментальную оплату более удобной и контролируемой.
Еще на одну опасность обращает внимание депутат Госдумы Павел Медведев. «Я недавно провел с помощью Интернета платеж и прописал цель «Взятка» – он прошел, и никого не смутило его назначение. А даже если бы смутило, то меня бы никто не нашел, ведь виртуальная система не идентифицирует плательщика. Закон позволит физическому лицу сделаться банком. В Интернете, кстати, сегодня появляется все больше организаций (например, Корпорация свободного общения – КСО или Perfect money), которые открывают виртуальные счета. Такой счет можно пополнить наличными через автомат или через покупку карточек на любую сумму. Для регистрации счета в системе не нужно предъявлять никаких документов. И  не нужно платить никаких налогов. Система позволяет вывести все расчеты из-под контроля и создать систему, параллельную банковской. Чрезвычайно удобно давать взятки, переводить деньги на счета террористов – следов никаких не остается!»
Деятельность виртуальных платежных систем не подчиняется (и не может подчиняться) федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма». Есть и требование FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), которое законом также нарушается. Кстати, FATF  еще в начале 2008 года проверила Россию и заявила: «Российские правоохранительные органы должны уделять больше внимания расследованию существующих систем альтернативного перевода для улучшения оценки масштабов и характера угрозы отмывания денег (финансирования терроризма) со стороны незаконных систем перевода средств в пределах РФ и через ее территорию».
Ну а что же  сами терминальщики? Они  считают, что закон надо дорабатывать. Они даже письмо Президенту написали.  «Трудно точно оценить суммарные затраты на доработку терминалов и платежных систем, но сумма эта огромна (более 20 млрд рублей), превосходит ежегодные бюджеты на развитие всей сети и составляет около 80 процентов от стоимости всех имеющихся терминалов. В условиях кризиса выделение таких ресурсов представляется очень сложной задачей», – подчеркивают терминальщики.  Они  пишут, что малые и средние фирмы, занимающиеся терминалами,  могут разориться, а комиссии за проведение платежей – существенно вырасти.
Они предлагают внести в закон поправку, согласно которой операторы по приему платежей должны требовать обязательной регистрации в налоговой инспекции всех своих субагентов (в качестве их платежных агентов). Без такой регистрации субагент работать с данным оператором не может. Налоговая служба, зарегистрировавшая агента по приему платежей, должна требовать от него регулярные отчеты о доходах и оборотах, подготовленные и подписанные оператором, субагентом которого он является. «Только одна эта поправка позволит сэкономить более 20 млрд рублей и сохранит работу многим тысячам человек», – считают терминальщики.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter