Литва нарвалась на ответные меры Беларуси, и они будут очень болезненными

За что боролись, на то и напоролись

Наша страна вводит запрет на железнодорожный транзит из Литвы для группы товаров. Так в Минске ответили на действия литовских властей по остановке транзита белорусских калийных удобрений и перевалку их через порт Клайпеды.


Отметим, что решение Вильнюса противоречит не только всем соглашениям о транзите и ранее одобренным заявкам, но и Конвенции ООН по морскому праву. Эти документы юридически обязывают Литву предоставить Беларуси транзит как стране, не имеющей выхода к морю. То есть Литва действует в лучших традициях своих западных сюзеренов, наплевав на международное право и всякие нормы морали. Демократия на их манер — она такая: что хочу, то и вытворяю. Иначе как элементом гибридной агрессии против нашей страны такие действия не назовешь.
В рамках современных правил международной торговли это пещерная дикость. 
Таким шагом правительство Литвы еще раз перед всем миром расписалось в своей нецивилизованности и ненадежности в качестве торгового партнера вдобавок к ряду других своих поступков, заявил пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз.

К слову, все предложения, призывы белорусской стороны к диалогу, урегулированию вопросов в правовом поле наши соседи проигнорировали. Что ж, как говорится, получите и распишитесь за то, что заслужили.

— Нами принято решение о запрете перевозок транзитом по своей территории следующих из Литвы железнодорожным транспортом нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений, погруженных на станциях Литовских железных дорог, — сообщил пресс-секретарь МИД. — По территории Беларуси таких грузов перевозится около 1,5—1,6 миллиона тонн на сумму более одного миллиарда долларов ежегодно. 

Вишенка на торте

По оценкам экспертов, прямые потери компаний Литвы будут исчисляться сотнями миллионов евро. Добавьте сюда многомиллионные штрафные санкции, которые грозят нашим соседям за расторжение контрактов. В общем, работники Клайпедского порта, ЛЖД, а заодно литовские бизнесмены, учителя, врачи и пенсионеры могут сказать большое человеческое спасибо своим властям за их опрометчивые поступки.

По словам гендиректора крупнейшего в странах Балтии завода по производству азотных удобрений Achemа Рамунаса Миляускаса, решение Беларуси не принимать железнодорожный транспорт из Литвы создаст серьезные трудности. Речь идет об увеличении логистических затрат и финансовой нагрузки как для компании, так и для ее клиентов. Трудности с экспортом продукции могут возникнуть и у нефтеперерабатывающего комплекса Orlen Lietuvos. Генеральный директор компании Михал Рудницкий ранее сообщил, что концерн уже опробовал альтернативные железнодорожные грузовые перевозки через Польшу, но такой маршрут менее удобен, поскольку подвижной состав нужно менять дважды.

Ну и как же без вишенки на торте. Оказывается, власти Литвы, запретив через свою территорию транзит удобрений из Беларуси, сорвали отгрузку калия для американцев.

— Ирония заключается в том, что этим запретом сорван план отгрузки двух судов типа PANAMAX, которые в феврале должны были быть отгружены для американских компаний. Калий приобретен легально у белорусского трейдера БКК с оплатой в долларах США. Литва решила поддерживать США путем нанесения экономического ущерба американским компаниям. Вы что-то понимаете? Я — нет, — цитирует портал RuBaltic владельца одного из терминалов в Клайпеде Игоря Удовицкого.

Не все дороги ведут в Рим 

Если Беларусь к подобному сценарию готовилась, то литовские политики в угаре своих политических амбиций даже не удосужились просчитать ситуацию на два хода вперед.

— На Западе начинают рассказывать, что они нас объедут. Уже воздушное пространство облетаете, — сказал председатель правления Белорусского общества «Знание» Вадим Гигин в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио». — Некоторые западные компании ведут переговоры, как обойти решение о запрете полета над территорией Беларуси, потому что это невыгодно. Кому они делают хуже? В санкциях заинтересованы большие корпорации. Одним предлагается что-то запретить, чтобы другие что-то получили. То есть какие-то компании будут выигрывать от санкций в этих странах, потому что они убирают конкурентов. Но люди проигрывают.

По словам эксперта, в Литве наблюдается колоссальная коррупция. Именно поэтому причиной некоторых необдуманных шагов Вильнюса является взяточничество:

— Власти Литвы, не считаясь с мнением своих корпораций, сказали, что не будут поставлять через свою территорию белорусский калий. Их предупредили, что Беларусь введет очень жесткие ответные санкции, но им все равно. А почему? Потому что это в интересах некоторых олигархов, связанных с калийным бизнесом. Если миллионы тонн белорусского калия на некоторое время не будут поступать на рынок, цена подскочит. Это приведет к дополнительной прибыли. 
Мы все равно найдем порты, через которые будем поставлять калий. Но литовцы должны запомнить, что эти недружественные шаги они делают всерьез и надолго. Если калий уйдет из Литвы и мы найдем новый маршрут, туда он уже не вернется.
Политикам на Западе давно бы пора уяснить, что не все дороги ведут в Рим. Мир огромный, и выбор есть всегда. Кстати, меньше чем через сутки после того, как Литва перекрыла нам дорогу к морю, Индия заявила о намерении купить у Беларуси один миллион тонн калийных удобрений. Для проведения сделки будут использоваться не доллары, а индийские рупии. Да и море для таких поставок не обязательно. Хороший урок для литовского режима.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter