За что боролись…

ЕЩЕ в феврале фермеры Эстонии, Латвии и Литвы зажгли цепь костров в знак протеста против слишком низких, по их мнению, субсидий со стороны ЕС. Костры располагались вдоль трассы Via Baltica. Участники собирались зажечь их не менее 400. В том числе на Ратушной площади в Таллине, на Домской площади в Риге и на границе Латвии и Эстонии. Многие зажгли стога сена на своих полях вдоль дороги и выставили плакаты с требованиями.

Фермеры из стран Балтии недовольны тем, что дотации на сельское хозяйство у них значительно ниже, чем в других странах Евросоюза

ЕЩЕ в феврале фермеры Эстонии, Латвии и Литвы зажгли цепь костров в знак протеста против слишком низких, по их мнению, субсидий со стороны ЕС. Костры располагались вдоль трассы Via Baltica. Участники собирались зажечь их не менее 400. В том числе на Ратушной площади в Таллине, на Домской площади в Риге и на границе Латвии и Эстонии. Многие зажгли стога сена на своих полях вдоль дороги и выставили плакаты с требованиями.

Акция прошла накануне заседания Совета ЕС, на котором рассматривался вопрос о дотациях сельскому хозяйству, и называлась «Балтийский путь» — по аналогии с акцией 1989-го, в ходе которой около двух миллионов человек, жителей Латвии, Литвы и Эстонии, взялись за руки, символически соединив республики «живой цепью». Как же стремились в Европу!

Прошло двадцать лет. Сейчас фермеры недовольны тем, что для стран Балтии дотации на сельское хозяйство значительно ниже, чем для других стран Евросоюза. А это значит, что условия конкуренции для них неравные. Это, в свою очередь, приводит к тому, что с рынка вытесняются местные производители.

Вот только один пример. С 1 февраля молокоперерабатывающий завод «Limbazu pins» («Лимбажское молоко») временно прекратил работу из-за перепроизводства сыра. Склады завалены этим продуктом.

Руководитель акционерного общества «Рижский молочный комбинат» Раймонд Миса говорит, что супермаркеты переполнены импортным товаром, а продукт местных производителей вытеснен, даже выдавлен с рынка. Они остаются в тени, ведь из-за низких цен не могут конкурировать с импортом.

Представитель торговой сети «Maxima» Иварс Андиньш говорит, что в их сети достаточно много латвийских сыров, но покупают больше немецкий, потому что он дешевле, да и выбор побольше. В частности, из 225 видов сыра только 84 сорта латвийских производителей.

Глава Латвийского союза переработчиков молока Янис Шолкс считает, что немецкие фермеры, по сравнению с прибалтийскими, находятся в привилегированном положении. Они получают 319 евро субсидий за гектар, а наши только 90 евро. Налог на добавленную стоимость в Германии на продукты — 7 проц., а у них — 22. В результате у латвийских производителей сыра получается всего лишь 2—3 проц. прибыли. Естественно, с такими показателями предприятие оказывается неконкурентоспособным. Делается все это не случайно.

Доктор экономических наук Виктор Диневич говорит: «В 90-х годах прошлого века западные эмиссары выгнали нас — латвийских предпринимателей с сельскохозяйственной продукцией — из России. И сразу это место заняли корпорации из других стран. А нам говорили: «Торгуйте на Западе!» Теперь западные конкуренты вытесняют местных производителей и у себя дома.

Надо сказать, что последние десятилетия сельское хозяйство еще как-то существует. С промышленностью же покончено окончательно. Полностью уничтожены такие флагманы латвийской промышленности, как ВЭФ, РЭЗ, РАФ и другие. О том, что продукция этих заводов была востребована во многих странах, говорит тот факт, что еще в 1996 году завод «Альфа» поставлял микросхемы для компьютеров в Японию.

Разруха в сельском хозяйстве, уничтожение промышленности привели к безработице. Трудоспособным людям пришлось искать заработок в других странах».

А вот что говорит мэр города Вентспилс Айвар Лемберг: «За последние двадцать лет число экономических беженцев достигло 600000, что составляет 22,4 процента от населения Латвии в 1990 году. В 2004-м эта страна вступила в ЕС. Латвийцы думали тогда, что станут богатыми, как они. Увы… Если бы все уехавшие все-таки остались в Латвии, то безработица составила бы 20 процентов Это означает лишь, что социально-экономическая политика Латвии потерпела полный крах. Не только за последние пять лет, но и за все двадцать лет независимости».

За границу уехали в основном образованные и трудоспособные люди. Никто их там с распростертыми объятиями не ждал. Пришлось занять непрестижные рабочие места.

Ну а как жить оставшимся? Нынешняя безработица составляет 14 проц. У многих размер пенсии ниже прожиточного минимума. Не буду читателей утомлять цифрами, приведу лишь один пример. В отопительный сезон счета за трехкомнатную квартиру составляют 200—210 лат — это более 400-х долларов. В то время как размер средней пенсии в Латвии составляет 186 лат. А как быть тем, у кого пенсия ниже?..

Алексей ШЛЕСИН

г. Рига

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter