Послесловие очевидца к субботним акциям

За что боролись?

Прошло два дня после состоявшихся в Минске и некоторых других городах страны акций. Достаточно времени, чтобы суммировать свои впечатления очевидца, сопоставить их со сведениями из других информационных источников и форумов, расставить акценты и, если угодно, дать оценки участникам событий.

Там, где их организаторы проявили должную ответственность, все прошло организованно и без эксцессов. Даже по оценкам «независимых» и оппозиционных СМИ, разрешенные митинги в регионах — в Гомеле, Гродно, Бресте — прошли спокойно.

Главный итог произошедшего состоит в том, пожалуй, что... ничего чрезвычайного не произошло. Это очень важный результат, если учесть, что в минских, к примеру, событиях участвовали, двигаясь где хаотично, где организованно, тысячи людей. Кто–нибудь слышал, чтобы кому–то сломали хотя бы палец? Если же кто–то получил шишку или синяк, то, смею утверждать, именно те, кто и желал их получить — как «боевую» награду.

В Минске состоялись, в сущности, два разнополярных действа. Первое — собственно акция. Если бы организаторы воспользовались предоставленной возможностью собраться на площади Бангалор, был бы повод что–то обсуждать. Хотя репрезентативность некоторого скопления людей в любом случае относительна. Соберутся, скажем, две тысячи человек, а микрофон получат шесть–семь. Но хотя бы скажут, что считают нужным. Их пальцем никто не тронет, если не призовут, например, бить стекла. И власть услышит то, что они хотели бы ей сообщить.

Ничего подобного не произошло. Игнорировав предоставленный шанс, организаторы просто предали своих сторонников, бросили как котят на улицу. При этом нивелировали сам смысл акции. Кто теперь определенно скажет: для чего люди собрались, что и кому хотели сказать? Или показать? Может быть, смысл акции был только в том, чтобы мировые телеканалы показали ОМОН в боевом оснащении, спецтехнику, перекрытые улицы двухмиллионного города?

Организаторам акции уверенно ставлю неуд, даже кол с минусом. Зато впечатлили действия тех, кто контролировал события, направил их в безопасное русло, не допустил мало–мальски серьезных эксцессов.

Сам шел в потоке людей, двигавшемся около 14 часов к площади Я.Коласа. Утверждаю: часть попутчиков шла просто посмотреть, что происходит. Другим вовсе не было дела до акции, но чтобы попасть в центр по своим делам, у них не было иного маршрута. Это вообще отдельная тема — какие проблемы многим тысячам горожан, водителям, пешеходам создали организаторы своим безответственным, за гранью фола, поведением.

Столпотворения на площади не случилось. Вышли бойцы в серьезном оснащении, выстроились в шеренги, синхронно постучали палками по щитам, ясно обозначив решимость действовать. Голос по громкой связи продублировал сигнал: акция незаконна. Большинство всё поняли: через полчаса площадь была пуста.

Но поняли не все. Возле меня раздались громкие возгласы: «Не расходимся! Действуем вместе! Не так часто собираемся!» Группа молодых людей пересекла проспект в направлении ЦУМа и шумно двинулась далее, к центру. Едва они прошли филармонию, как были окружены бойцами ОМОНа и помещены в машину. Кто–то из парней успел что–то прокричать. Их действия (напомню: незаконные!) были пресечены быстро, эффективно и относительно безболезненно.

Далее к площади Победы двигались лишь небольшие группы досужих пешеходов. Ребята с фото- и видеокамерами вокруг меня засняли еще один компактный заслон поперек проспекта и, судя по репликам, досадовали, что нет более эффектной картинки. Их расстройства я не разделял. Напротив, был благодарен тем, кто сработал — обеспечил абсолютную безопасность города и горожан — безупречно профессионально. Возвращаясь в редакцию около 16 часов, я услышал из группы милиционеров голос по рации: «Движение по всем улицам восстановлено».

ponomarev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter