«За чистое небо над Родиной!» – главный тост ветерана Федора Кривоногова из Могилева 9 Мая

«За чистое небо над Родиной!»

Его отец ушел на фронт в начале войны, а летом 1944‑го семья получила на него похоронку. Сын, которому было всего 17 лет, поклялся, что отомстит врагу. Окончив вторую Ивановскую высшую офицерскую школу штурманов и летчиков дальней авиации, Федор в составе 445‑го авиаполка на Ил-4 бомбил фашистов в Гданьске, Клайпеде, Кенигсберге, Берлине... Об отважном стрелке-радисте написаны статьи и книга, его судьба легла в основу документального фильма, снятого студентами МГУ имени Кулешова. С молодежью ветеран, знающий цену мирному небу, встречается часто. Рассказывает не только о ночных боевых вылетах, но и как поднимал целину в Казахстане, восстанавливал лежавшую в руинах Белоруссию, которую считает своей родиной.

Всю жизнь искал могилу отца

Гостей Федор Иванович встречает при полном параде — рубашка, галстук, пиджак с наградами. Их немало: орден Отечественной войны II степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги». В руках — несколько альбомов, где бережно хранится героическое прошлое.

— Я из Западной Сибири, но вскоре после моего рождения село Выдриха вошло в состав Казахстана. Из Усть-Каменогорского района был призван на войну мой отец, — рассказывает журналистам и ученикам СШ № 45 Федор Иванович. — Сколько живу, пытался узнать, где именно он сложил голову. Очень хотел побывать на его могиле. И лишь недавно выяснилось — рядовой 456‑го стрелкового полка 109‑й стрелковой дивизии Иван Давыдович Кривоногов похоронен на братском кладбище в Выборгском районе.
Чтобы поклониться праху отца-героя, Федор Иванович преодолел на машине почти тысячу километров. Дальний путь не смущал: «Чтить память павших — святой долг каждого из нас. А я ехал не один, с сыновьями Сашей и Володей. Благодаря найденным им военным документам на обелиск добавили имя их деда — до этого оно там не значилось».

Крылатый экипаж

С теплотой вспоминает ветеран и боевых товарищей:

— Четверо нас в бомбардировщике Ил-4 было: командир Дмитрий Меженин, штурман Павел Данильченко и два стрелка-радиста — Александр Сапожников и я. Интернациональный экипаж: уроженцы Казахстана, Украины, России. Все молодые. И каждый рвался на войну, потому что хотел защитить то, что свято: свои семьи, дома, Родину, что оказалась в опасности. Смоленск, Лида, Щучин, Лунинец, Бяла-Подляска, Будапешт, Берлин... Вот наш боевой путь. На задания отправлялись исключительно по ночам и эскадрильей: взлетали один за другим через две минуты. На каждом «Ильюше» длиной под 15 метров были три огневые точки. Опасность понимали — на борту бомб почти две тонны, а кругом вражеские зенитки. У Данцига (Гданьск) они нас атаковали, но благодаря грамотному маневру Меженина мы выполнили задание: сбросили снаряды на фашистские корабли.
Под Гданьском их впервые и подбили. Второй раз — в небе над Берлином. К счастью, в обоих случаях Ил смог дотянуть до своего аэродрома. Кривоногов был ранен дважды.
— Царапины! — бодрится ветеран. — Об осколках только шрамы напоминают.

9 мая 1945‑го их экипаж собирался лететь в Латвию, где еще оставались враги. Уже сел в самолет, как в небо взлетела красная ракета — «Победа!». Война для 19‑летнего Федора Кривоногова закончилась, но с небом он не распрощался — еще десять лет служил в 170‑м Смоленском гвардейском авиаполку в Быхове, после чего отправился покорять иные высоты.


Мирный подвиг

Победу он ковал не только на фронте, но и самоотверженным, не менее героическим трудом — без выходных, праздников, отпусков, говорит дочь Федора Ивановича Татьяна Будькова:
— Выкладывался по полной, когда поднимал в Казахстане целину, где встречался с Леонидом Брежневым и Никитой Хрущевым, когда в Быховском районе руководил колхозом, а затем стал председателем сельсовета. Дома мы его почти не видели: уходил на заре, возвращался ночью. Такой человек: если за что берется — делает на совесть. А совесть говорила: надо поднимать из руин страну.
За труд он удостоен мирных наград: медали «За освоение целинных земель», двух орденов «Знак Почета».

— В Быховский район меня в 1970‑е годы уговорила вернуться из Казахстана жена. Когда ее не стало, перебрался в Могилев. К Беларуси я сердцем прирос. Душевные люди, государство о ветеранах заботится, вот к празднику получил 2 тысячи рублей. До этого на 9 Мая мне губернатор подарил телевизор. И в будни не забывают: пять раз в неделю навещает соцработник, в здании есть медпункт, так что я под присмотром.


Чтобы укрепить здоровье, Федор Иванович каждое утро начинает с зарядки и контрастного душа. А в День Победы позволит себе 100 граммов клюковки.

— Настойку из натурпродукта сыновья из Карелии привозят, — уточняет ветеран. — Помяну героев, которых уже нет. Лет 20 назад в Быховский район в праздник человек 100 из нашей авиадивизии приезжало из разных стран. Ни с Сашей, ни с Димой, ни с Пашей уже не встретимся — мой экипаж ушел на небо... К слову, спустя лет десять, как не стало Павла Данильченко, меня его дети разыскали. Теперь созваниваемся. С сыновьями тоже часто вижусь — по скайпу. Мне недавно исполнилось 97 лет, но я дружу с ноутбуком. Внуки научили — их у меня девять, 13 правнуков. Им и всем молодым говорю: дорожите тем, что имеете, учитесь и работайте так, чтобы наша страна становилась еще краше.

Дожить до ста лет, еще не раз побывать на параде и любимой рыбалке желали ветерану школьники. Десятиклассник Ярослав Могилин пообещал:

— Победа над нацизмом соткана из тысяч наступлений и подвигов наших солдат, из миллионов людских судеб. Ребята, которым было примерно столько, сколько нам сегодня, добровольцами шли воевать, чтобы мы могли жить спокойно и счастливо. Среди них мой прадед Максим Голубцов, который освобождал Могилев. Мы будем помнить о них, о войне, потому что, только усвоив уроки прошлого, сможем больше не допустить подобного.




kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter