Есть первая белорусская медаль на Олимпиаде! И сразу золотая!

За честь Родины

В невероятной по накалу борьбе чемпионкой в лыжной акробатике стала Анна Гуськова. 


Наши фристайлисты во главе с Николаем Козеко везут золото с третьей Олимпиады подряд. Успех колоссальный! Невероятный! Всего же на счету тренера и его подопечных — 7 медалей Игр! И это еще не предел — впереди старты мужчин, на которых мы тоже делаем ставку.

Пятницу на Олимпиаде в Пхенчхане мы ждали, как больной ждет выздоровления: до сего дня радостные для белорусских болельщиков вести Игры генерировать отказывались, кормя нас пищей постной и кислой. Попадание в топ–20 — это, конечно, хорошо и престижно, но главная цель для любого спортсмена — медали. Если, конечно, он настоящий спортсмен.

Фристайлисты — как раз из тех. Лыжная акробатика впервые была представлена на Играх в Лиллехаммере–1994, и там нам тоже светила медаль. Классный в свое время батутист Николай Козеко, несмотря на то, что никогда в своей жизни не стоял на лыжах, в конце 1988–го смело ввязался в казавшуюся многим авантюру: набрал группу мальчишек и девчонок и стал тренировать их крутить сумасшедшие сальто на снежных склонах. Получаться стало сразу, и первым белорусским медалистом должен был стать Алексей Парфенков, уверенно лидировавший в Лиллехаммере после квалификации. Но, увы! Финальную попытку Алексей завалил — наш фристайл остался безмедальным. В первый и пока единственный раз.

Начиная с Нагано–1998 у подопечных Николая Козеко всегда были награды. К золоту подбирались долго, но и его в Ванкувере–2010 сорвал для нас с олимпийского дерева Алексей Гришин. Дальше — больше: в Сочи не было равных уже не только мужчинам, но и женщинам — героями стали Антон Кушнир и Алла Цупер. И вот Пхенчхан–2018. 20 лет спустя после завоевания первой медали Олимпийских игр.

Первыми на склон вышли дамы. В квалификации мы все ахнули и перекрестились, когда завалила первый прыжок Саша Романовская. Именно ее отмечал Николай Козеко как наиболее удачливо работавшую на тренировках. Но тут — обвал. «На разминке она прыгала лучше всех наших девчонок. К сожалению, имела место ошибка наших ребят: поставили ей короткий разгон — шансов чисто сделать первый прыжок у нее попросту не было. Не хватило амплитуды. Во втором Саша старалась, но допустила ошибку на приземлении», — сказал Николай Иванович после. Но было уже поздно. Благо Алла Цупер сумела собраться и выполнить вторую попытку почти идеально. Анна Гуськова тоже выглядела великолепно. Но впереди был финал. Пятница.


Первые прыжки наши девушки исполнили блестяще! И Цупер, и Гуськова отработали без помарок и во второй финал вышли без проблем: Алла с третьего места, а Аня и вовсе — лидером. Дальше тоже — тьфу–тьфу–тьфу: шестерка лучших с радостью приняла в объятия обеих белорусок. Теперь предстояло главное: не дрогнуть и разделить медали. Нервы натянулись в струны и стали рваться одна за другой.

«Если человек не боится, значит, с ним что–то не так», — однажды сказала Анна Гуськова. Не каждый из нас рискнул бы даже подойти к трамплину, отталкиваясь от которого эти девчата крутят элементы ультра–си. Любая маленькая ошибка — это не просто риск остаться без награды, а нечто гораздо большее, очень часто вопрос стоит о здоровье и жизни. Аня свою итоговую попытку исполнила не так, как хотела, совершив помарку при приземлении. Расстроилась. Но погодные условия были столь сложны, что это оказалось сродни подвигу! Конкурентки валились, сыпались, падали, огорчались. Увы, не повезло и Алле Цупер, которая заявила самый сложный по коэффициенту прыжок, но не сумела его исполнить с той же четкостью, как в Сочи. Алле до пьедестала не хватило самой малости, она стала четвертой, и от этого обиднее вдвойне. Но Цупер сражалась, она — тоже героиня. Особенно с учетом того, что дважды возвращалась на склон после родов. И теперь не кажется праздным вопрос: а может, стоит замахнуться и на Пекин–2022?


А Аня Гуськова, казалось, сама не верит своему счастью. Наверное, так выглядит человек, сорвавший джекпот и пока не осознавший, что со всем этим свалившимся счастьем делать. Она плакала, смеялась, и все это происходило одновременно. «Как и любой спортсмен, я хочу выиграть Олимпиаду — чтобы время, отданное спорту, оказалось потраченным не зря. Ну или можно еще поставить цель максимально реализоваться в своем виде. Золотых медалей в итоге на всех может и не хватить. Никогда не пойму спортсменов, которые в семь лет начинают тренироваться, а в пятнадцать заканчивают. Но не из–за травмы, а просто потому, что босяки», — рассуждала в одном из интервью Анна. Она не была уверена, заготовила ли судьба на ее долю олимпийское золото. Однако четко видела свою цель и шла к ней упорно. Она большая умница и профессионал, которым может и должна гордиться вся страна.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Анна Гуськова:

— Сейчас нет никаких мыслей в голове, я еще не осознаю, что я олимпийская чемпионка. Я просто вышла и сделала все, что умею. Наверное, понимание придет чуть попозже. Очень счастлива и не могу поверить в происходящее. Путь к этой медали был очень сложным, настолько, что не расскажешь всего здесь. Каждый спортсмен мечтает завоевать золотую медаль, и я рада, что смогла сделать это. Волновалась ли? Когда вышла на второй прыжок, у меня аж ноги тряслись. Со мной такое бывает. Но когда пошел отсчет времени, на который старалась не смотреть — ждала только команды от тренеров, — все мысли ушли на второй план. Главное было — сделать прыжок. И он получился. Николай Иванович обещал мне свой рюкзак за медаль, а за золотую награду — не знаю, как он будет рассчитываться (смеется). Хочу сказать огромное спасибо Николаю Козеко, Александру Пенигину, Михаилу Курловичу и всему тренерскому штабу! Мы всегда сплоченно работаем, всегда вместе, и если бы не они, не было бы этой золотой медали.

Алла Цупер:

— Сделала все, что могла. Выложилась по полной программе, дошла до суперфинала. К сожалению, последний прыжок не совсем получился, немножко не хватило скорости. Ветер был то в спину, то в лицо — постоянно менялся. Это вносило коррективы. Однако про двойные сальто не могло быть и речи. Мы намеренно шли с тренером на сложные прыжки, сразу планировали тройные сальто: как в квалификации, так и в финале. Если бы китаянка Ксю Ментао попала в финал, то, думаю, она бы прыгала столь же сложные комбинации. Но она не прошла. В целом же все было хорошо: и трамплин, и склон. Разве что немножко погода вмешалась. Когда сильные порывы ветра, то нереально скорость подобрать. К сожалению, в последней моей попытке такая проблема как раз и случилась.

Николай Козеко:

— Аня Гуськова сделала все сегодня великолепно. Она долго шла к этой победе, много работала, особенно в последние годы, поэтому ее успех закономерен. Сегодня мы могли завоевать и еще одну награду. Алла Цупер выполняла очень сложные прыжки, но в тот момент, когда ошиблась, я не давал разрешения на начало выступления, показывал это знаками, однако директор соревнований включил таймер, и Алла вынуждена была прыгать. Если бы чуть–чуть подождали, то, учитывая ошибки китаянок, могли завоевать еще одну награду.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter