Иван Лопатко не раз был ранен в бою, удостоен наград, а погиб от разрыва случайного снаряда, не дожив до Победы всего один час

За час до Победы...

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся документы, принадлежавшие семье участника Великой Отечественной войны Ивана Лопатко. Всю жизнь их берегла его жена Мария. Судьба Ивана Константиновича непростая — героическая и трагическая. Он не раз был ранен в бою, удостоен наград, а погиб от разрыва случайного снаряда близ немецкого Циттау, не дожив до Победы всего один час. Корреспондент «Р» узнал историю жизни Ивана Лопатко — простого белоруса, который трудился на земле. Война заставила его поменять соху на артиллерийское орудие и встать грудью на защиту родной земли.

Сотрудники Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны провели поисковые работы по установлению биографии Ивана ЛОПАТКО. 

 Письма из прошлого

— Извещение о смерти Ивана Лопатко, два письма — командира и боевого товарища, удостоверение и паспорт нам передала новая хозяйка дома, где жила семья Лопатко, — рассказывает старший научный сотрудник отдела учета Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Анна Каптюг. — Во время уборки женщина нашла в шкафу старую самодельную женскую сумочку. В ней и хранились документы.

О родственниках никакой информации. Дом продавал сельсовет. Выбросить письма у новой хозяйки рука не поднялась, принесла в музей. Начались поисковые работы по установлению биографии Ивана Лопатко.

— Искали сперва в справочно-информационной системе. Оказалось, Иван Константинович не был связан с историей других предметов фонда музея, — продолжает Анна Каптюг. — Работали с сайтами «Мемориал» и «Подвиг народа».

Извещение о смерти Ивана Константиновича, два письма, удостоверение и паспорт передала новая хозяйка дома, где жила семья ЛОПАТКО.

Сотрудники музея выяснили, что родился Иван Лопатко в 1911 году в деревне Поляны Узлянского сельсовета, ныне Пуховичского района. До войны трудился в местном колхозе, растил сына. По номерам полевой почты в письмах и наградному листу, размещенному на сайте «Подвиг народа»,  установили места службы. Ивана Лопатко призвали в Красную Армию в первый же день войны. Следующие два года его жизни неизвестны. В 1943 году он служил в пулеметном полку 48-й учебной стрелковой дивизии. Это удалось выяснить по номеру полевой почты, который был указан в удостоверении. Оно подтверждало, что Иван Лопатко призван на фронт, и это дает его жене право получать льготы.

Воевал Иван Лопатко и в составе Степного фронта в Центральной России и Восточной Украине. В начале сентября 1943-го фронт развернул Полтавско-Кременчугскую наступательную операцию — часть битвы за Днепр. Приказом 18 ноября 1943 года он награжден орденом Красной Звезды: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте, борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». Весной 1944-го войска Красной армии освободили значительную часть Правобережной Украины и Молдавской ССР.  Дважды  Иван Лопатко был тяжело ранен, но после лечения снова возвращался в строй. В октябре 1944 года Иван Лопатко воевал в составе 1-го Украинского фронта. Сменил место службы, получил звание старшего сержанта и стал командиром расчета противотанкового орудия 73-го стрелкового корпуса 2-го Украинского фронта.

В логове зверя

23 дня — с 16 апреля по 8 мая 1945 года — длилась Берлинская наступательная операция. В конце апреля Иван Лопатко участвовал в ожесточенных боях под Енкендорфом. За проявленное 21 апреля 1945 года мужество при отражении контратак противника в районе деревни Енкендорф был представлен к ордену Отечественной войны II степени. Всего было 14 контратак.

Во время уборки женщина нашла в шкафу старую самодельную женскую сумочку. В ней и хранились документы.

Выдержка из наградного листа:

«Из орудия ПТО прямой наводкой Иван Лопатко подбил танк и сжег 2 самоходные пушки, тем самым не дал противнику продвинуться вперед. Удержал занимаемые рубежи».

Из письма командира подразделения лейтенанта Шевчука Марии Лопатко:

«Иван Константинович честно и добросовестно служил своей Родине, пользовался большим уважением со стороны товарищей и командования. В апреле 1945 года в дни горячих боев с немецкими извергами недалеко от города Гёрлиц ваш муж героически отбивал атаки танков и пехоты противника».

Дальше был город Циттау. В ночь с 8 на 9 мая в бой с противником вступили расчеты Ивана Лопатко и его фронтового товарища Ивана Литвинова. Неожиданно в момент затишья рядом со старшим сержантом Лопатко прогремел взрыв. Осколок разорвавшегося снаряда смертельно ранил Ивана Константиновича в голову. 9 мая город был освобожден. Ивану Лопатко и другим красноармейцам, которые полегли в том бою, уже не довелось услышать радостные «Ура! Победа!».

В официальном извещении о смерти сухо указано, где убит и где похоронен. Сотрудники Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны уточнили место захоронения Ивана Лопатко по информации сайта «Мемориал»: в братской могиле на юг от деревни Шенбрун, что в 15 километрах от места сражения.

Драматическую деталь о гибели именно за час до Победы мы узнаем из письма боевого товарища Ивана Литвинова, которое он написал Марии Лопатко уже в августе 1945 года. Орфография и пунктуация исходные:

«Скоро буде копітуляція, почому він стріля. Я говору Ваня скоро конец пріде сложе оружія то сховайся ниходи открыто… Коли де узявся снаряд і розірвася осколок прямо улоб попав».

Так оборвалась жизнь Ивана Лопатко. Он приближал Победу как мог — рвался в бой, когда можно было и отсидеться в окопе. Но не дожил до нее совсем немного. Мы помним и чтим его героические поступки.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter